АРИАНСТВО, ариане - Страница 5

В 335 г. ариане на Иерусалимском соборе одержали еще одну победу, добившись отлучения от церкви Афанасия Александрийского (Великого). Для того чтобы окончательно вернуть свое влияние, им не хватало теперь только снятия церковного отлучения с Ария. Для этого с разных сторон оказывалось давление на императора, и стареющий Константин, в конце концов, поддался внушениям. В 336 г. Арий был вновь принят в церковь, дав клятву императору в том, что признает Никейский символ. Выйдя из дворца, Арий шествовал по улице, как триумфатор, но вблизи площади внезапно почувствовал расслабление желудка и вскоре (по словам церковного историка Сократа) впал в такое изнеможение, что почти сразу же скоропостижно скончался (ариане даже предполагали, что внезапная смерть их лидера была результатом отравления его противниками). Арианство стало официальной версией христианства вплоть до 381 г. и продолжало распространяться на Востоке, ведя активную борьбу с никейской ортодоксией (правоверием) и даже получило поддержку некоторых императоров. Однако термин «омоусия» («единосущность»), утвержденный на Соборе под давлением императора Константина Великого, который поддержал арианство, и под влиянием западных отцов церкви, в восточных областях Римской империи был признан далеко не всеми. В середине IV в. оно (в несколько смягченной форме евсевианства) получило распространение и поддержку во всей Римской империи. Вместе с тем арианство в тот период уже не было однородным. Его крайняя группа во главе с Аэцием и Евномием твердо придерживалась формулы: «Сын не подобен Отцу» («аномеусия»). Отсюда их название – аномеи, или (по имени их лидера) – евномиане. Более умеренные ариане выдвинули в качестве ключевого термина «подобносущный» («омиусия»). Отсюда их название – омиусиане, или (как иногда их называют) – полуариане. Во главе этой группы был епископ Василий Анкирский. Созванный арианами в 357 г. в г. Сирмиуме Собор принял решение об устранении термина «усия» как не встречающегося в Священном Писании и утвердил формулу «Сын подобен Отцу». Отсюда их название – омии. Распространению арианства положил конец Константинопольский собор 381 г. (Второй Вселенский), окончательно осудивший арианство и признавший только веру в единосущие. Победителем арианства оказался император Феодосий I Великий. После этого Собора он отдал приказ передать церкви только тем епископам, которые мыслят согласно с архиепископом столицы (и некоторых других городов). Таким образом, после 40-летнего господства арианство потеряло перевес в Константинополе. Но оно еще долго давало о себе знать, т.к. армия и даже столичный гарнизон состояли из варваров-ариан, а империя еще не раз оказывалась в руках арианских генералов. Даже в самом Константинополе следы арианства сохранялись еще в VI в., не говоря уже о провинциях, а тем более – о сопредельных государствах. Логическим завершением борьбы церкви с ересью Ария стало дополнение на Толедском соборе (589 г.) никейского Символа веры филиокве – утверждением, что Святой Дух исходит и от Бога Сына. Этот принцип, не признанный Восточными церквами, окончательно уравнял две ипостаси Троицы, Бога Сына и Бога Отца. В Западной Европе арианство также имело определенное влияние, о чем свидетельствует, например, избрание первым епископом готов последователя Ария Ульфилы (311–383 гг.).

 



 
PR-CY.ru