АРИАНСТВО, ариане - Страница 9

Такое оскорбление божеств, по мнению языческого большинства, грозило земле великим бедствием, и король как лицо, ответственное за благоденствие своего народа, должен был мстить оскорбителям богов и тем вернуть их благоволение. Кроме того, германцы-христиане возбуждали среди своих единоплеменников справедливое подозрение в союзе с врагами-римлянами. Таким образом, гонения готского короля Атанариха имели больше политическую, чем религиозную окраску. Он с большой настойчивостью преследовал именно ариан, имевших покровителя в лице императора Валента и представлявших большую опасность, чем малочисленные готские православные общины. Почему же среди готской группы народов распространилось арианство, а не православие? Едва ли можно признать правильным то объяснение, по которому арианское учение было понятнее германским политеистам, допуская возможность признавать в Иисусе Христе полубога, между тем как сложная православная теология с мистическим учением о Троице была недоступна разумению варваров. Выбор арианства, предпочтение его православию объясняется чисто внешними причинами. В сущности, все богословские тонкости (например, различие между «единосущный» и «подобносущный»), волновавшие умы греков в Риме и в Константинополе, были для массы германской народности совершенно несущественными. Народ обыкновенно принимал веру своего короля и своей аристократии, а эти последние, меняя религию Вотана на религию Иисуса Христа, руководствовались чаще всего политическими интересами. Уже в третьей четверти IV в. в Римской империи арианство имело решительный перевес над никейским учением. Сын Константина Великого – Констанций, восстановивший в 353 г. единство Римской империи, был ревностным арианином, а Юлиан Отступник поощрял ариан в ущерб православным. При императоре Валенте пропаганда арианства на Востоке была особенно сильна. Именно в это время ересь арианства и распространилась среди германских племен. Куда только достигало влияние Римской империи, там арианство поощрялось всеми силами. В 375 г. вестготы, спасавшиеся от гуннов, были приняты на римскую территорию, между прочим, при условии принятия арианского вероучения. Подобные политические сделки имели место и в других случаях. Если (кроме того) принять во внимание, что политическое и культурное влияние готов распространялось на огромное пространство, и что благодаря переводу Ульфилы Священное Писание могло излагаться в доступной для германцев форме, то широкое распространение христианства среди восточных и некоторых западных германцев в IV в. (и именно по арианскому вероучению) делается совершенно понятным. После собора 381 г. торжество никейского учения было восстановлено, и арианская ересь стала быстро исчезать из пределов Римской империи, но среди германцев она продолжала развиваться как наследие влияния Востока. Подобно всем германским племенам готской группы, вандалы рано приняли арианство. В точности не известно время и обстановка их обращения, но можно предположить, что оно происходило в одно время и при тех же условиях, что и у других готских племен, а именно около середины IV в. Вероятно, уже во время Константина Великого, когда вандалы жили в Паннонии, им успешно проповедовалось христианство, но массовый переход язычников в новую веру произошел лишь при ревностном арианине Валенте.

 



 
PR-CY.ru