АРИАНСТВО, ариане - Страница 3

 

Однако он отстаивал их с такой бескомпромиссной смелостью, с таким страстным, если не сказать фанатичным упорством, что эта ересь получила свое название от его имени. Ариане, оставив Египет, нашли себе единомышленников и защитников среди епископов других церквей и в близких к императорскому двору сферах. В Кесарии Палестинской их принял епископ Евсевий Памфил – один из самых ученых и известных богословов своего времени, который, впрочем, не разделял крайних воззрений Ария и держал себя осторожно. Зато на стороне нового учения всецело были Феогнис Никейский и один из первостепенных епископов того времени – Евсевий Никомедийский. Именно он больше всего помог распространению арианства, рассылая многочисленные послания епископам Востока и Малой Азии. Арий тоже недолго хранил молчание. Поселившись в Никомидии, он изложил свое учение в «Фалии» – книге, состоявшей, главным образом, из стихов, предназначенных для простолюдинов. Богословские вопросы были изложены в ней настолько популярно, что стали достоянием уличных пересудов. Тем самым в спор было вовлечено множество мирян. Произошел церковный раскол, который стал беспокоить и светские власти. Император Константин I, после нескольких безуспешных попыток примирить враждующие партии, принял решение созвать для обсуждения догмата Троицы Вселенский собор, взяв на себя все издержки по путешествию и пребыванию в Никее епископов. Таким образом, поводом для созыва Первого Вселенского (Никейского) собора, состоявшегося в 325 г., было арианство (см. также Вселенские соборы). Собралось около 300 епископов, в основном из восточных провинций. Заседания происходили в одной из палат императорского дворца. Предстояло решить вопрос: нужно ли признавать Сына Божьего Богом, равночестным с Богом Отцом, или следует считать Его лишь совершеннейшим из творений. Были также сторонники третьей точки зрения, которые признавали Сына Богом, но Богом не равного достоинства с Отцом. Партию ариан на Соборе представлял Евсевий Никомедийский, его поддерживали Митрофан Эфесский, Патрофил Скифопольский и некоторые другие восточные епископы. Все они признавали Сына Божьего «тварью». Но крайних ариан было немного – всего около 17 человек. Значительно больше было так называемых полуариан. В догматическом отношении они держались древней субординации – хотя и почитали Сына Божьего Богом, но считали Его божество не равным божеству Бога Отца, а соподчиненным. Эту партию возглавлял известный церковный историк Евсевий Кесарийский. Он сам и его последователи находились под сильным влиянием философии Оригена. Партию православных епископов возглавлял александрийский епископ Александр. Она держалась догматического учения о том, что Сын Божий так же совершенен, как и Отец. Арий, присутствовавший на первых заседаниях, сам представлял свой Символ веры, однако его объяснения не были приняты. После продолжительных споров на Соборе восторжествовала прямо противоположная арианству точка зрения – омоусианство, нашедшее отражение в Никейском Символе веры. При характеристике Иисуса Христа после слов «от Отца рожденного» говорилось: «несотворенного, единосущного Отцу». Как только Символ Ария был отвергнут, он был отлучен от церкви и сослан в Иллирию (из которой вернулся в 328 г.).

 



 
PR-CY.ru