АПОКРИФЫ - Страница 11

Апокрифические апостольские деяния. Это – особый жанр апокрифической литературы, созданной в конце II – V вв. Для нее характерно сочетание поучений, вложенных в уста апостолов, и рассказов о самых фантастических чудесах, ими сотворенных. Они порой превосходят в этом чудеса самого Иисуса, описанные в Новом Завете. Рассказы о чудесах и проповедях апостолов, которые будто бы приводили к массовому принятию христианства, ставили целью показать торжество христианской веры не в отдаленном будущем, а с самого момента проповеди Иисуса и апостолов. В канонических книгах Нового Завета об апостолах даны крайне скудные сведения. Так, мы достаточно много знаем о Павле, имеем несколько отрывков из биографии Петра, несколько старых легенд об Иоанне и Иакове, но жизнь и деятельность остальных покрыты непроницаемым мраком. Для верующих масс эта неизвестность была невыносимой. Христиане из низов жаждали возможности чудес спасения и чудес наказания своих врагов, причем здесь и сейчас. Отсюда – фантастические повествования для удовлетворения спроса со стороны невзыскательных христиан. В апокрифических деяниях апостолов наказания часто носят особо жестокий и массовый характер. Это было своего рода иллюзорное отмщение за страдания христиан во время гонений, хотя оно и не соответствовало моральным принципам канонических евангелий. Апокрифы на эти темы стали появляться очень рано и в большом количестве. Нередко они проповедовали те же истины, что и церковь, но были воплощены в увлекательные формы, в волнующие, сказочные подробности. Однако бывало и иначе. Со II в. церковь испытывает энергичное нападение гностицизма, грозившего обезличить новую религию. Гностики как религиозные мыслители старались возвести свои доктрины к Откровению. Одна гностическая система, например, возводила свое происхождение к Главку, переводчику Петра. Гностики охотно опирались на христианскую письменность, прибегая в случае нужды к ее перетолкованию. Но еще охотнее они сами составляли книги и связывали их с именами вождей христианства. Гностический налет в таких работах часто давал о себе знать только опытному глазу. В рядовую церковную массу гностические взгляды проникали медленно, но верно. Церковь боролась с наводнением апокрифической литературы или тем, что противопоставляла ей свою письменность такого же рода, или же обезвреживала апокрифы и допускала их к обращению. Что было в эпоху гностицизма, то повторялось в эпоху распространения манихейства: предание настойчиво приписывает многие апокрифы манихеям. Манихейство (вместе с остатками гностицизма) питало все дуалистические секты Средневековья – павликианство, богомильство – и вместе с ними поддерживало и умножало апокрифическую литературу, которая из Болгарии хлынула на Русь в домонгольский период и породила в народе дуалистические воззрения. Евсевий в своей «Церковной истории» упоминает «Деяния якобы Андрея, Иоанна и иных апостолов» и замечает, что «самый характер речи в этих книгах уклоняется от тона апостольского; даже мысли и заключающиеся в них положения весьма далеко отступают от истинного православия и явно представляются вымыслами еретиков. Поэтому должно отвергать их как нелепые и нечестивые». Сохранившиеся апокрифические «Деяния» во многих случаях оказываются переделками ранее существовавших и в этом смысле восходят к глубокой древности, ко II и III вв. Иногда они появлялись целыми сериями.

 



 
PR-CY.ru