АПОКРИФЫ - Страница 12

Так, к концу IV в. относится латинский сборник, приписанный Авдию, будто бы первому поставленному апостолами вавилонскому епископу, и содержащий рассказ о мученичестве всех 12 апостолов. Кроме того, есть целый ряд апокрифических деяний апостолов, помещенных в изданиях Тишендорфа и Липсиуса, как, например, «Деяния Петра и Павла», «Деяния Павла и Феклы» (известные уже Тертуллиану), «Деяния Варнавы» (V в.), «Деяния Филиппа», «Деяния Филиппа в Элладе», «Деяния Андрея» (глубокой древности: некоторые, хотя и неосновательно, готовы видеть в них произведение конца I в.), «Деяния Андрея и Матфея в стране людоедов» (очень древние), «Деяние и мученичество Матфея», «Деяния Фомы», «Деяния Фаддея» (III–IV в.), «Деяния Иоанна» (глубокой древности). Эти апокрифы берут начало частью из апостольских, частью из иудейско-христианских источников и создавались под влиянием народа, который их читал и пересказывал, пуская при этом в ход свою фантазию. Близки по своему характеру к гностическим сказочным апокрифам и коптские деяния апостолов. Они часто переделывались и снабжались все новыми подробностями. Тило и Тишендорф начали собирать и издавать эти новозаветные апокрифы; но большая часть их и до сих пор еще не напечатана. Апокрифические послания. Этот род литературы представлен слабее других, потому что производить подлоги здесь было труднее. Так, повод к составлению «Послания Павла к Лаодикийцам», несомненно, дан в послании к Колоссянам, которое упоминают Иероним и Феодорит. Оно представляет собой компиляцию из посланий к Филиппийцам, Колоссянам и Ефесянам и сохранилось только в латинском переводе. «Послание Павла к Коринфянам», с ответным посланием их к апостолу, появилось, может быть, ввиду подразумеваемого в первом послании к Коринфянам (5: 9) сочинения Павла. Сохранилось только на армянском языке. «Переписка апостола Павла с философом Сенекой» в 14 письмах обязана своим происхождением сказанию о дружбе этих лиц. Она была известна уже Иерониму. В «Клементинах» находятся три послания. В первом Петр пишет ученикам Иакова и отмечает прилагаемое сочинение «Проповедь Петра». Во втором письме иерусалимская община извещает о получении послания. В третьем послании, от Климента к Иакову, повествуется о мученической кончине Петра и о его последних распоряжениях. Апокрифические апокалипсисы. Литература этого рода в древней церкви была представлена многочисленными произведениями. Она лучше всего подходила к тому напряженному состоянию, в каком жили тогда верующие массы. С другой стороны, свободные служения давали безграничный простор пророческим откровениям. Иерархия пока была слаба и оказывалась бессильной призвать к порядку своевольных энтузиастов. Однако потребность в порядке одержала верх. В результате иерархия вошла в силу и начала беспощадную борьбу с безудержным профетизмом, которая, в свою очередь, вызвала взрыв, сказавшийся в монтанистическом движении. Хотя иерархия водворяла порядок, но в то же время она гасила энтузиазм, который посылал людей вперед, звал к распространению новой веры. Отсюда – неизбежное наступление реакции против успокоения, а монтанизм был «новым пророчеством». Церковь, победив движение, должна была подавить и литературу, в которой это движение находило выражение. Усмирение монтанизма привело к вытеснению апокалиптической письменности. Даже книги, находившиеся в общем церковном употреблении, как, например, «Пастырь Ерма», попали в опалу. Из апокалипсисов уцелел только один – Иоанна Богослова. Да и его положение было колеблющимся: до IX в. он все еще числился неканоническим.

 



 
PR-CY.ru