«АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА», «Правила Святых Апостолов» - Страница 4

Особое значение имеет правило 34, в котором устанавливаются устройство власти в поместных церквах, взаимоотношения епископов и их отношения к первому из них: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них, и признавати его как главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии... Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех». Иерархическую подчинённость в церкви подчёркивают правила 55, 56. Правила 3 и 4 направлены против существовавшей в ранней церкви практики приносить «к алтарю» (для освящения) различные продукты. Ограждению христиан от религиозного общения с иудеями служат правила 7, 64, 70, 71, определяющие время празднования Пасхи для христиан, запрещающие пост в субботу и воскресенье (кроме Великой субботы). Правило 5, запрещающее епископу изгонять «жены своея под видом благоговения», отражает практику первых веков христианства (также правило 17), когда епископы могли вступать в брак, однако противоречие этому правилу Труллльское 12, запрещающее епископу жить в браке, не кажется непреодолимым, если учесть, во-первых, что церковь всегда одобряла воздержание у своих членов (Апостольское правило 51: «удаляется от брака... не ради подвига воздержания»); во-вторых, пятое правило (и это подчёркивает 51-е) направлено против тех, кто «гнушается» браком, «забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание»; наконец, каноническая практика безбрачия епископов со временем развивалась. Церковь поддерживала в христианах воздержание ради Царства Небесного, которое достигалось вследствие сильного душевного стремления к Царству Небесному и свободного обуздания плоти, а не вследствие физического вреда (правила 21–24). Священническое право определяет, что священническое служение может нести только тот, кто был женат один раз (1 Тим. 3:2, 12; Тит. 1:6, 8), был воздержан и не взял в жёны ни вдовы, ни блудницы – правила 17–19. Священное лицо не может участвовать в мирских делах, не согласующихся с его предназначением, дабы «неупустительно быти при делах церковных» (правила 6, 81); не может давать поручительство перед судом (правило 20), заниматься военными делами в стремлении «удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность» (правило 83), в противном случае он извергается из сана. Правила 47, 49, 50 посвящены таинству крещения: предписаны условия истинного крещения, важнейшие элементы чинопоследования крещения. Как едино крещение, так и едино рукоположение, «разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещённым или рукоположенным от таковых ни верными, ни служителями церкви быти невозможно» (правило 68). О покаянии правила 52, 62. О посте правило 69. Следующие правила определяют церковные наказания (епитимию, отлучение) за различные преступления: 45, 46, 65 (с еретиками моление, крещение или причащение у еретиков), 73 (использование освящённых предметов, предназначенных для евхаристии, в домашнем употреблении), 25, 61, 72 (блуд, клятвопреступление, воровство), 29, 30, 76 (получение сана неправедным путём), 27, 42-44, 54, 57 (безнравственное поведение), 66, 67 (убийство, насилование). Также должны подвергаться наказаниям и лица, имеющие общение с отлучённым от церкви, – правила 10, 11, 12, 16.



 
PR-CY.ru