«АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА», «Правила Святых Апостолов» - Страница 2

В церковно-исторической, канонической и патрологической литературе акцентируется внимание на близком сходстве некоторых «Апостольских правил» и правил Антиохийского собора. Большинство исследователей склоняется к тому, что составитель «Апостольских правил» имел перед собой постановления Антиохийского собора, а не наоборот. Однако другие исследователи отмечают, что текст «Апостольских правил», включающий ранние тексты, лаконичен, правила Антиохийского собора, напротив, подробнее, обстоятельнее, что обычно свидетельствует о более позднем происхождении. Кроме того, «Апостольские правила» исходят из иного и более древнего церковного устройства, чем правила Антиохийского собора. Например, при сходстве содержание Апостольского правила 34 и Антиохийского Апостольского правила 9 говорит о разграничении церковных областей по этническому принципу, разумеется связанному с территориальным: «Епископам всякаго народа подобает знати первых в них»; девятое правило Антиохийского собора исходит из существования митрополичьих округов, соответствовавших административному делению Римской империи на провинции, введённому в начале IV в. при Диоклетиане. Поэтому первый епископ в Антиохийском правиле 9 именуется митрополитом. Текст сборника «Правил Святых Апостолов» сирийского происхождения. Первая ясная ссылка на авторитет «Апостольских правил» исследователи встречают в постановлении Константинопольского собора 394 г., председателем которого был архиепископ Нектарий, родом из киликийского города Тарс, входившего в состав Антиохийской (Сирийской) церковной области. Признание за «Правилами» апостольского авторитета не равносильно усвоению апостолам самого текста правил. В XVI в., после выхода «Магдебургских центурий», в которых было высказано сомнение в апостольском происхождении «Правил», Ф. Турриан пытался доказать, что они были записаны апостолами на Иерусалимском соборе апостолов. Внимательное изучение их содержания и текста, наконец, осознание того, что если бы древняя церковь признавала эти «Правила» апостольским писанием, то они были бы включены в Новозаветный канон, привело учёных к общему мнению, что «Правила» не были написаны или продиктованы апостолами. Но об апостольском авторитете «Правил» говорит их полное согласие с учением Нового Завета. Некоторые правила обнаруживают совпадение с текстом Писания (что, возможно, говорит в пользу их раннего происхождения). В Посланиях святых апостолов (1 Тим. 3:2–13; 2 Тим. 1:5–9; 1 Петр. 5:1–3; 3 Ин. 1–10) названы качества, которыми должен обладать вступающий в клир, а также обязанности клириков; те же требования содержатся в Апостольских правилах 17, 25, 42, 43, 44, 61, 80. Об апостольском авторитете «Правил» свидетельствует также их соответствие нормам церковной жизни первых веков. В правиле 15 первого Вселенского собора содержится требование прекратить обычай «вопреки апостольскому правилу обретшийся..., дабы из града во град не преходил ни епископ, ни пресвитер, ни диакон». А в Апостольском правиле 14 говорится: «Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити»; в Апостольском правиле 15: «Аще кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иный отыдет..., таковому повелеваем не служити более». Судьба «Правил Святых Апостолов» складывалась неодинаково на Востоке и Западе. Существовали разные списки греческого подлинника; в них находилось от 50 до 85 правил.

 



 
PR-CY.ru