«АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА», «Правила Святых Апостолов» - Страница 3

Антиохийский пресвитер Иоанн Схоластик, впоследствии Константинопольский патриарх (565–577 гг.), включил 85 «Апостольских правил» в канонический сборник в 50 титулах. Затем «Апостольские правила» входят в «Номоканон XIV титулов» с оговоркой «так называемые». В конце VII в. Трулльский собор во втором правиле, перечисляя каноны, на первое место поставил «Правила Святых Апостолов»: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил». Таким образом, отцы Трулльского собора не приписывают самим апостолам создание этих правил, но, ставя их на первое место в перечне канонов, усваивают им апостольский авторитет. Около 500 г. римский аббат Дионисий Малый перевёл «Правила Святых Апостолов» на латинский язык, используя список, содержащий 50 правил. В предисловии к переводу Дионисий пишет, что в его время эти правила не пользовались общим признанием и не считались апостольскими, но были отнесены к разряду апокрифических. Впоследствии Дионисий сделал новый перевод, который был включён папой Гормиздом в «Сборник декреталов». Канонический сборник Дионисия, в котором был помещён перевод 50 «Апостольских правил», вошёл на Западе во всеобщее употребление, эти правила, в конце концов, получили там канонический авторитет. Римская церковь отвергла авторитет 35 последующих правил не только в силу традиции, но ещё и потому, что в некоторых из них содержатся нормы, не согласующиеся с обычаями Западной церкви. Первое из отвергнутых правил: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или вообще из священнаго чина, удаляется от брака и мяс и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священнаго чина, и отвержен от Церкве. Такожде и мирянин» (51-е) – говорит не в пользу принятого ныне у католиков обязательного целибата духовенства. В апостольском правиле 64 осуждается пост в субботу, впоследствии вошедший в средневековый обычай католической церкви. Правило 77: «Аще кто лишён ока, или в ногах повреждён, но достоин быти епископ: да будет. Ибо телесный недостаток его не оскверняет, но душевная скверна», – также не согласуется с римской практикой считать телесное уродство препятствием к священству (оригинальный греческий текст в 687 г. в Эдессе был переведён на сирийский язык). Дисциплинарные правила, часть которых имеет предписывающий характер, часть – запретительный. В основном, они адресованы клиру, но некоторые – мирянам. Правила 1 и 2 говорят о поставлении священно- и церковнослужителей: право поставлять, согласно этим правилам, принадлежит исключительно епископу, епископ осуществляет духовное руководство причтом (правило 58). О епископском праве правила: 31 (о пресвитере, отделившемся от епископа), 32 и 33 (запрещающие отлучённых епископом пресвитера или диакона принимать другому епископу), 39 («пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают»); 35 (епископ может рукополагать только в своей области), 36 (о епископе, не принявшем служения, – см. Абсолютное рукоположение); 38 («попечение о всех церковных вещах»), 40, 41 (об имуществе епископа и о церковном имуществе) – епископу принадлежит власть распоряжаться всеми церковными доходами, на нём лежит забота о содержании служащих в церкви и бедных (правило 59); Собор епископов, на котором они «рассуждают о догматах благочестия» и разрешают споры между собой и выносят наказание епископу за проступок (правило 74) «дважды в году да бывает» (правило 37).

 



 
PR-CY.ru