«АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА», «Правила Святых Апостолов»

«АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА», «Правила Святых Апостолов» – древний сборник канонического содержания, значение которого в жизни церкви исключительно велико: «Апостольские правила» рассматриваются как часть апостольского Предания, поскольку они точно выражают учение, переданное апостолами своим преемникам, находятся в полном согласии с учением, содержащимся в канонических книгах Священного Писания, и соответствуют церковной практике, представленной в сочинениях мужей апостольских и их ближайших преемников, наконец, церковными Вселенскими соборами за ними признаётся апостольский авторитет. «Апостольскими правилами» открывается канонический кодекс православной церкви. Ещё учёные конца XIX – начала XX вв. считали, что невозможно найти точные данные о времени появления «Апостольских правил», как невозможно признать, что они получили начало непосредственно от апостолов. Впрочем, непосредственное авторство апостолов отрицает и Трулльский собор. В Апостольском правиле 85 говорится об «Апостольских постановлениях», причём «постановления, изречённые через Климента в восьми книгах» ставятся составителем в один ряд с книгами Священного Писания, «откуда видно, что автор правил заинтересован в том, чтобы обеспечить за постановлениями авторитет подлинно апостольского произведения, – этот интерес говорит за то, что и правила, и постановления принадлежат одному и тому же лицу». Ряд текстовых совпадений также даёт исследователям основание полагать, что «Апостольские правила» были составлены после «Апостольских постановлений», и что последние послужили для них источником (глава 47 VIII книги «Апостольских постановлений» содержит «Правила Святых Апостолов»). Кроме того, и другие главы «Апостольских постановлений» содержат тексты, точно соответствующие «Апостольским правилам», например: «А я, Симон Кананит, постановляю, сколькими должен рукополагаться епископ. Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если же кто рукоположится одним епископом, то да будет извержен и он и рукоположивший его» и «Епископа да поставляют два или три епископа». По мнению исследователей, «нет сомнений, что значительная часть «Апостольских правил» содержит в себе нормы, сохранявшиеся в церковной практике от времен апостольских. Но нельзя отрицать и того, что некоторые из них принадлежат временам гораздо позднейшим. Таково, например, 30-е правило, запрещающее домогаться епископства при помощи светских властей, или 37-е правило, предписывающее, чтобы в каждой провинции дважды в году собирались церковные Соборы, – ясно, что то и другое правило могло произойти только в те времена, когда Церковь вступила уже в союз с римским государством, т.е. при первых христианских императорах, или, что то же, не раньше половины IV века». Имея в виду рукописи «Апостольских постановлений», которые включают 85 правил, профессор Месже считает, что правила обнаруживают соответствие, а иногда и буквальное совпадение с правилами первого Вселенского (325 г.), Антиохийского (около 330 г.; о датировке Собора, принявшего правила, см. в ст. Антиохийские Соборы) соборов, собранием правил, приписываемых Лаодикийскому собору (между 343 и 381 гг.), правилами Анкирского (314 г.) и Неокесарийского (около 319 г.) соборов и были упорядочены только перед вторым Вселенским собором (381 г.). Исследователям не известно, располагал ли составитель определённым собранием более ранних правил, или он знал их в отдельных сериях.

 



 
PR-CY.ru