Показателен и тот факт, что догматические споры этого времени со ссылкой на авторитет апостолов и Священного Писания уже не в состоянии были осуществить хоть какой-то порядок как на Западе, так и на Востоке империи. Поэтому император Феодосий II с целью наведения порядка и законности в империи в 438 г. обнародовал «Сборник законов и правил» («Кодекс Феодосия»), который сразу был принят и на Западе. Кроме того, еще в 425 г. он основал в Константинополе Высшую школу, где преподавалось христианское вероучение. По замыслу императора эта школа должна была стать подобием знаменитой Афинской школы дохристианских философов. Однако инициатива не принесла ожидаемых результатов, а император мог удержать свою власть лишь в той мере, в какой способен был лавировать между разными политическими группировками, использующими религиозные догмы в качестве средств достижения своих целей. Не вызывает сомнения тот факт, что позиция Феодосия в вопросах веры была неустойчивой, поскольку реальная власть была не у него, а у епископов, которые боролись со своими врагами не только богословскими аргументами, но и возможностями светской власти.

Так, после Халкидонского собора император Маркиан издал строгие законы относительно монофизитов. Приказано было всем принимать учение, определенное Собором: монофизитов ссылать в заточение или изгонять, сочинения их сжигать, а за их распространение – казнить. Диоскор и Евтихий были сосланы в отдаленные провинции. Однако позиции монофизитов оставались очень сильными, особенно в Египте, где местные христиане восприняли вероисповедание Халкидонского собора как восстановление несторианства. Православный патриарх Протерий, поставленный на место низложенного Диоскора, не пользовался в Александрии никаким влиянием и был изгнан народом. Большинство египетских христиан отказалось от общения с ним, а в 457 г. во время нового мятежа он был убит. На его место монофизиты возвели Элура, который низложил всех епископов, принимавших Халкидонское вероисповедание. Но светские власти безуспешно пытались бороться с влиянием еретиков. Император Лев I сделал запрос всем епископам и архимандритам империи: следует ли стоять на решениях Халкидонского собора и не возможно ли соглашение с монофизитами. Однако под давлением епископов в 460 г. он низложил Элура и послал на его место умеренного и миролюбивого Тимофея. Александрийцы приняли его, но не приняли православия.

Точно так же очень многочисленными были монофизиты в Антиохии, а в Палестине вернувшийся из Халкидона монах Феодосий поднял народное восстание в пользу осужденной ереси. Иерусалим был взят и разграблен мятежниками, а после восстановления порядка войсками Феодосий бежал на Синай, откуда продолжал действовать в пользу монофизитства. В Сирии между тем глава монофизитов Петр Суконщик завладел патриаршим престолом, выставил слова как девиз истинной веры «Бог был распят» и прибавил к гимну «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный» слова «распятый за нас».

 



 
PR-CY.ru