Севериане (иначе феодосиане), более умеренные, настаивая на единой природе Христа, допускали в ней различие свойств божеских и человеческих и признавали, что плоть Христова до воскресения была, подобно нашей, тленной. Поэтому противники называли их тленнопоклонниками. Другая секта – юлианисты, последователи бежавшего в Египет епископа Юлиана, (иначе гайянисты), утверждали, что тело Христово нетленно с самого воплощения, и что несогласные с этим явления Его земной жизни были только видимостью. Поэтому противники их называли нетленнопризрачниками, или фантазиастами. Эта секта распадалась далее на ктиститов, утверждавших, что тело Христово, хотя и нетленно, однако создано, и актистов, с большой последовательностью заключавших, что оно, будучи нетленно, должно быть признано и несозданным. Третья секта монофизитов учила, что природа Христа, как безусловно единая, не имеет в себе никаких свойств или качеств от человечества (ниобиты – от Стефана Ниобея); четвертая, состоящая из последователей александрийского патриарха Дамиана, утверждала, что общая лицам Троицы единая божественная сущность имеет самостоятельную действительность (тетратеисты – четверобожники).

Православного александрийского патриарха по-прежнему признавала лишь небольшая часть египтян греческого происхождения. Что касается коренных жителей этой провинции – коптов, то они избирали своего коптского патриарха. Коптская Церковь объединяла до 5 млн. христиан в Египте и большинство эфиопов. Ту же картину можно наблюдать и в других восточных провинциях. Так, в середине VI в. Иаков Барадей, объединив всех монофизитов Сирии и Палестины, образовал здесь независимый от Константинополя патриархат (от него тамошние монофизиты получили прозвание иаковитов). Еще раньше отпала армянская Церковь, вообще не признавшая Четвертого Вселенского собора. Там утвердился независимый глава церкви – каталикос всех армян. Когда в середине VII в. большую часть восточных провинций завоевали арабы-мусульмане, эти Церкви окончательно отпали от Константинополя.

Конечно, папа Лев I был недоволен определенными привилегиями, выделенными константинопольской Церкви Халкидонским собором. Ведь он, как и его предшественники, стремился к верховенству римской Церкви над остальными. В 445 г. он уже добился от императора Валентиниана III рескрипта о подчинении епископов папскому суду и о придании решениям папы силы закона по всей Западной римской империи. Но разрыв между Западом и Востоком все более углублялся. На папу римского в этот период надвигались другие заботы, и виной тому в немалой степени вновь стала женщина – Гонория, дочь Констанция III и Галлы Плацидии.

 



 
PR-CY.ru