В Южной Америке неосвоенные земли Аргентины с начала XX в. притягивали евреев, стремившихся к свободе или успеху. В Африке евреи малочисленны, особенно после эмиграции, которая последовала за французской деколонизацией Северной Африки. Меллахи (общины марокканских евреев) в полном составе выехали в Израиль. В Шерифском государстве их осталось не более 10 000. В конце 1984 г. в результате весьма впечатляющей операции «Моисей» чернокожие иудеи из Эфиопии эмигрировали в Израиль. Только иудейская община в ЮАР, объединявшая абсолютное большинство евреев континента (98 000 человек) имеет некоторое значение благодаря тесным отношениям, которые она поддерживает с Израилем.

Еврейская община Западной Европы насчитывает приблизительно 1 000 000 человек, две трети которых живут во Франции и Великобритании. Это наиболее энергичная и экономически преуспевающая группа, хорошо интегрированная в европейское общество. Весьма чувствительные к скрытым проявлениям антисемитизма, европейские евреи в религиозном плане наиболее либеральны в Великобритании и во Франции. Еврейская община во Франции, изначально состоявшая из ашкеназов, заметно увеличилась и обновилась в 1956–1962 гг. после прибытия евреев-сефардов из Северной Африки.

«Евреи СССР» в последние годы его существования часто оказывались объектом международного внимания. Под нажимом традиционного русского антисемитизма и воинствующего советского атеизма еврейские общины России и Украины поставляли огромные массы эмигрантов в Израиль, в том числе многочисленных «отказников», которым подолгу не давали возможности выехать из страны. После горбачевской либерализации поток миграции возобновился. С 1992 по 1995 гг. 1 000 000 евреев из бывшего СССР обосновались в Израиле.

Евреи присутствуют и в Юго-Восточной Азии, иногда с давних пор, как те «потерянные колена», которые требуют признать свое иудейство в восточных штатах Индии. В Австралии это почти исключительно недавние эмигранты из Европы.

Современный иудаизм должен рассматриваться с учетом двух аспектов: культурного и исторического. Вряд ли кто сегодня станет оспаривать тот факт, что религиозные искания евреев оказали огромное влияние на всю мировую культуру. Отсюда понятен глубокий интерес к истории этого народа, имевшего трудную и своеобразную судьбу. Конечно, не все в этой истории ясно и открыто, но очевидно то, что именно религия создавала еврейский народ, который и сегодня не мыслит себя без верности традициям прошлого. В наши дни под напором процессов глобализации, чтобы окончательно не ассимилироваться с окружающим миром, евреи держатся за свои традиции, которые зачастую даже не имеют никакого логического объяснения. То, что не имеет логического обоснования, евреи называют словом «шок». Между словами «иудей» и «еврей» нельзя ставить знак равенства, но еврей не может считать себя евреем без иудаизма, без следования древним традициям. И сегодня так же, как и три тысячи лет назад, они задают себе и своим раввинам вопрос: «Что же нам делать?»

Религиозный экстремизм – самая опасная из всех форм фанатизма. Его сила – в предполагаемом «партнерстве» с Богом. По числу жертв за всю историю человечества именно религиозные преследования опережают прочие формы варварства, и именно евреи чаще всего становились жертвами подобных преследований: крестовых походов, инквизиции, клеветы, пыток, целью которых было обращение «в истинную веру». Но ответ на задаваемый ими вопрос лежит в самом понимании религиозности в иудаизме: учиться, учиться и учиться. Учиться задавать вопросы и учиться находить на них ответы. И этот принцип применим не только к последователям иудаизма.



 
PR-CY.ru