В XVIII в. в Центральной Европе зародилось мистическое направление – хасидизм (от хасид, «святой») как реакция на крушение надежд, порожденных мессианическими движениями. Его основатель, Исраэль Баал Шем Тов (ок. 1700–1760), человек из низов, обосновался с группой последователей на Украине. На собственном примере он учил новому способу обрести милости Божьи. Хотя молитва и постоянное изучение Писания составляют основу служения Богу, только в состоянии «алият нешама», радости, мистического взлета души, вызванного усердными экстатическими плясками и пением, верующий обретает Бога и живет в единении и ним. Достигшие большой степени близости с Богом становятся цадиками («праведниками»), и их примеру надлежит следовать для сближения с Богом. В хасидском движении личность праведника заняла место писаного учения, поскольку сам святой есть воплощение Торы.

Быстрый успех хасидизма в России, Польше и Литве был обеспечен исключительными личными качествами цадиков: рабби Леви Исаака из Бердичева, До Бера из Межирича и Менделя из Витебска, который принес хасидизм в Палестину. Хасидизм в свое время бросил вызов всем течениям традиционного иудаизма, основанным на изучении текстов. Вновь придав изучениям текстов центральное место, не оставляя вместе с тем и поисков радости, хасидизм ныне представляется наиболее ортодоксальным из всех течений иудаизма.

Рационалистическая революция XVIII в. и позитивизм XIX в. оказали глубокое влияние на основы иудаизма. В Германии философ Мозес Мендельсон (1729–1786) вызвал движение Просветителей, развивая в сочинении «Иерусалим, или Религиозная власть и иудаизм» (1783) идею, что евреям была дана в откровении не религия, а законодательство, позволяющее разумом постичь истины веры. Это «научное» толкование религии, основанное на библейских текстах и комментариях немецких философов, породило новое течение маскилим, объединившее людей, порвавших с традиционным иудаизмом. Затем два течения сблизились настолько, что возникшее в результате этого слияния движение Гаскала (Свет) грозит иудеям потерей национальной веры.

С конца XIX в. немецкие и российские еврейские общины под натиском окружающего антисемитизма оказались чрезвычайно восприимчивыми к социалистическим учениям, в частности марксистскому. Социалистическое еврейское движение Бунд породило два течения, одно стремилось к вхождению в Интернационал и широкому вовлечению евреев в социальную революцию, другое, провозглашенное последователями Теодора Герцля (1860–1904), автора книги «Еврейское государство», ставило своей целью создание национального государства социализированного типа. Декларация Бальфура в разгар Первой мировой войны провозгласила принцип создания «национального очага для евреев в Палестине», куда с конца XIX в. началось переселение евреев из Центральной и Восточной Европы. Итогом было создание государства Израиль в 1948 г.

 



 
PR-CY.ru