В 1967 г. в результате Шестидневной войны государство Израиль оккупировало восточную часть Иерусалима. С тех пор иудеи получили свободный доступ к остаткам западной стены Храма (ее называют Стеной плача). Ха-Котел (по-еврейски – «стена») стала местом паломничества евреев всего мира. Женщины и мужчины молятся здесь, укрепив на себе талисман (теффилин) с выписками из Священного Писания, и вкладывают записки с мольбами в щели каменной кладки.

Множество хасидских общин существует в наши дни в Израиле и Соединенных Штатах Америки (особенно в Бруклине в Нью-Йорке). Они продолжают пользоваться идишем и придерживаются некоторых обычаев, придающих хасидам характерный облик: они не бреют бороды, носят «пейсы» (длинные пряди волос на висках) и широкие круглые шляпы.

В современном иудаизме в последнее время серьезное значение приобрело интегристское направление, тем более что в отличие от, например, католицизма в иудаизме не существует высшей религиозной инстанции, каждый национальный раввинат самостоятелен. Столкновение с высокотехнологичным миром и интеграция западных общин диаспоры провоцирует ассимиляцию вплоть до исчезновения иудеев как особой группы (народа, нации).

Упрощенно это выглядит следующим образом: либеральное направление, основной частью которого является «реформированная синагога», выбирает открытость, придает гибкость обязательным ритуалам и адаптирует их к современному миру. Напротив, ортодоксальное направление, в котором наиболее воинствующую и активно ведущую миссионерскую деятельность часть составляют любавические хасиды, чрезвычайно влиятельные в Израиле, США и во Франции, избрало путь ужесточения предписаний и запретов, вызывающий напряженность и протест в Израиле.

Сегодня вполне правомерно ставить вопрос: кто такой иудей? Определение становится настоятельно необходимым, поскольку «закон о возвращении», принятый вскоре после создания государства Израиль, открывает туда путь любому желающему еврею. Более того, в самом Израиле реформистские течения стремятся к облегчению требований в отношении лиц, обратившихся в иудаизм, или детей от смешанных браков; ортодоксы же противопоставляют этому непримиримое ужесточение требований.

Остро встал вопрос и о месте женщины в иудаизме. В реформистских общинах наиболее радикальным новшеством последнего времени стало требование равенства в общинной жизни. Смешавшись с мужчинами в синагогах, женщины захотели получить право становиться священнослужителями. В 1985 г. первая женщина-раввин появилась в США. Многие общины последовали этому примеру.

Размещение иудейских общин в современном мире в значительной степени определяется европейской историей XX в. С одной стороны, численность евреев сократилась на треть в результате нацистского геноцида – Холокоста (6 000 000 евреев погибли в лагерях смерти). С другой стороны, политика антисемитизма, проводившаяся тоталитарными режимами, изменила географию иудаизма в мире. По приблизительным подсчетам, около 14 000 000 евреев сегодня объединены в несколько общин, самая значительная из которых проживает в Соединенных Штатах. В результате в США проживает вдвое больше евреев, чем в Израиле, а Нью-Йорк – самый большой еврейский город в мире, его еврейское население превышает население Телль-Авива. Эта старая община, по большей части состоящая из ашкеназов, образовалась в результате эмиграции евреев (из Центральной Европы, Северной Африки и самого Израиля). Она играет важную роль в поддержании тесных отношений между США и Израилем.

 



 
PR-CY.ru