РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

КОЛОДИН Александр Васильевич

Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Специальность 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель –
д. филос. наук, проф. Овсиенко Ф. Г.

Москва 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Философско-методологические проблемы религиозного и религиоведческого образования

§ 1. Знания о религии как отрасль гуманитарного знания

§ 2. Сущность и специфика религиоведческого и религиозного образования: линии разграничения

Глава II. Проблемы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

§ 1. Правовые основы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

§ 2. Практика преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Глава III. Мировой опыт преподавания знаний о религии и возможность его использования в условиях Российской Федерации

Заключение

Список литературы


Глава II

Проблемы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

 

§ 1. Правовые основы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Возросший интерес к религии породил массовую потребность в объективных научных знаниях о ней. Данную потребность призвана удовлетворить система религиоведческого образования в структуре государственной и муниципальной школы, а также религиоведческое просвещение, осуществляемое культурно-просветительскими учреждениями и средствами массовой информации. Все это требует постоянного учета религиозного фактора в государственном строительстве, в деятельности государственных и муниципальных органов власти, направленной на консолидацию общества, достижение социального, межэтнического, межконфессионального мира и согласия. Однако сегодня преподавание научных знаний о религии в школах и вузах либо вообще отсутствует, либо носит неупорядоченный характер. Наблюдается большой разброс концептуальных и идеологических подходов: от поисков современных новых форм преподавания религиоведения вплоть до попыток внедрения в светскую школу преподавания «Закона Божьего» и других форм обучения религии.

Реализация общественной потребности в распространении научных знаний о религии затрудняется отсутствием необходимого количества квалифицированных кадров, учебников и учебных пособий. Положение усугубляется тем, что частично из-за отсутствия в общественном сознании четкого различения содержания, функций и задач религиоведческого и религиозного образования, частично в результате целенаправленных шагов в сторону клерикализации государственной и муниципальной школы наблюдается тенденция к подмене, к вытеснению религиоведческого образования религиозным. Предпринимаются попытки поставить под сомнение или обойти принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Полномочия государства по отношению к религиозному образованию различаются в зависимости от факторов, главным из которых является то, в каком сегменте образовательной системы страны такая деятельность религиозных организаций проводится. Для многих религиозных структур принципиальным является религиозное обучение не только внутри своих организаций или в созданных ими школах, но и в системе государственного (общественного, публичного) образования. Национальные интересы нашей страны состоят в том, чтобы нейтрализовать попытки размывания менталитета российского народа, не допустить распространения религиозного экстремизма, национализма, укрепить нравственные ценности общества, сохранить культурный потенциал страны.

Религиозное образование в России получило юридическую базу в виде ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Данный Закон не был свободен от противоречий и двусмысленности отдельных положений, дал возможность использовать его в интересах религиозных объединений и организаций, а не в интересах поступательного развития отношений государства и конфессий. Перечисление в преамбуле Закона традиционных религий и конфессий было воспринято на местах как основание считать все иные конфессиональные образования «сектами», со всеми вытекающими отсюда негативными для них последствиями. Во многом Закон вместо укрепления правовых начал внес смуту в общество, привел к укреплению прав только верующих, вызвал недоверие граждан к власти.

Хотя традиционные религиозные институты не получили каких-то ощутимых выгод и льгот, однако отсутствие четкого контроля за исполнением Закона позволило часто подменять его требования соображениями «целесообразности» в интересах той или иной религиозной организации. Очень часто в качестве экспертов, консультантов по вопросам государственно-конфессиональных отношений местные органы власти привлекали представителей религиозных организаций, которые вряд ли могли быть беспристрастными в решении проблем. Но государство фактически самоустранялось от контроля за теми вопросами в деятельности религиозных организаций, которые должны находиться в сфере его интересов (например, расходование бюджетных и иных государственных средств, выделяемых на нужды религиозных организаций, сохранность движимого и недвижимого имущества и т.п.).

Политика государства в сфере образования всегда была и остается одним из наиболее эффективных средств воздействия на общественные процессы. Ставить образование вне политики можно только гипотетически. Деполитизация образовательной сферы, провозглашенная в конце 1980-х гг., привела к потере нравственных ориентиров, к идеологическому вакууму, который стал активно заполняться самыми разнообразными идеями, в том числе религиозными, а стереотип сознания, идентифицирующий религию с идеологией и политикой, и сегодня затрудняет положительное решение религиозного вопроса путем воспитания взаимного уважения к позициям каждой из сторон, поиском взаимных компромиссов. В немалой степени этому должно способствовать законодательство.

Законодательные основы Российской Федерации в области образования состоят из норм Конституции Российской Федерации, федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними, иных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Федерации. Определенную роль в правоприменительной практике играют соглашения, заключаемые федеральными органами исполнительной власти с отдельными религиозными организациями.

Основными направлениями взаимодействия государства и религиозных объединений в области образования являются:

– обеспечение государством светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

– государственная поддержка преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными объединениями;

– предоставление возможности обучать учащихся и студентов религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательной программы;

– государственное лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, созданных религиозными организациями.

Правовые нормы о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РФ закреплены в законодательстве Россий¬ской Федерации. Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях определяется ч. 1 ст. 14 Конституции РФ, зак¬репляющей, что Российская Федерация – светское государство. П. 4 ст. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливает в качестве одного из принципов государственной политики в области образования «светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». В ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлено, что «в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства, государство... обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации закреплен также в ряде подзаконных актов, в том числе в п. 4 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196: «Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования».

Следует подчеркнуть, что светский характер образования законодатель устанавливает только для государственных и муниципальных образовательных учреждений, проецируя тем самым на сферу образования положения Конституции РФ о том, что Российская Федерация – светское государство, и об отделении религиозных объединений от государства. Это положение не распространяется на негосударственные образовательные учреждения любого типа и субъектности.

Все документы, составляющие конституционно-правовую базу обеспечения свободы совести в сфере образования, целесообразно проанализировать в рамках следующих трех групп: международные декларации, пакты и т.п., Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие документы федерального уровня; законодательные акты субъектов Российской Федерации; ведомственные, межведомственные правовые акты.

А. Международные законодательные акты; Конституция Российской Федерации, федеральные законы об образовании, свободе совести и религиозных объединениях

Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.), ст. 26 которой предусматривает: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей».20 (20 См.: Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями / Сост. и автор комментария А.О.Протопопов. – М., 1996. – С. 8.)

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., вступил в силу в СССР в январе 1976 г.) потребовал от государств-участников уважения свободы родителей и, в соответствующих случаях, законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или учрежден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.21 (21 Там же.)

Практически те же требования предъявляются Международным пактом о гражданских и политических правах, принятым в 1966 г. и действующим в СССР с марта 1976 г., а также Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (провозглашена 25 ноября 1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН). В статье 5-й Декларации записано:

«1. Родители или, в соответствующих случаях, законные опекуны ребенка имеют право определять образ жизни в рамках семьи в соответствии со своей религией или убеждениями, а также исходя из нравственного воспитания, которое, по их мнению, должен получить ребенок.

2. Каждый ребенок имеет право на доступ к образованию в области религии или убеждений в соответствии с желанием родителей или, в соответствующих случаях, законных опекунов и не принуждается к обучению в области религии или убеждений вопреки желаниям его родителей или законных опекунов, причем руководящим принципом являются интересы ребенка.

3. Ребенок ограждается от любой формы дискриминации на основе религии или убеждений. Он должен воспитываться в духе понимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, уважения к свободе религии или убеждений других людей, а также с полным осознанием того, что его энергия и способности должны быть посвящены служению на благо других людей.

5. Практика религии или убеждений, в которых воспитывается ребенок, не должна наносить ущерб ни его физическому или умственному здоровью, ни его полному развитию...».22 (22 См.: Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями / Сост. и автор комментария А.О.Протопопов. – М., 1996. – С. 10–11)

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 20 ноября 1989 г.) акцентирует внимание на том, что государства должны направлять образовательный процесс на полное развитие человеческой личности и на большее уважение прав человека и основных свобод; на то, чтобы оно содействовало взаимопониманию, терпимости и дружбы между народами и всеми расовыми и религиозными группами, а также создавать условия, при которых родители и, в соответствующих случаях, законные опекуны имели бы возможность обеспечить религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями, чтобы никто в отдельности и ни одна группа лиц не могла навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями.23 (23 О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях. Российские и международные правовые документы (В извлечениях). – М.1996. – С. 53–54.)

Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.) зафиксировала, помимо прочего, требование, согласно которому свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свободы других лиц…

В тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.24 (24 См.: Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями / Сост. и автор комментария А.О.Протопопов. – М., 1996. – С. 16–17.)

Таким образом, в названных и многих других международных документах подчеркивается неотъемлемое право ребенка на свободу совести и вероисповедания, на получение образования, пользование ценностями культуры, вне зависимости от отношения к религии. Практически в каждом таком международном соглашении говорится о недопустимости ограничений в обеспечении прав и свобод ребенка в отношении религии и убеждений, кроме тех, которые предусмотрены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Законодательно закреплено право на свободу совести и в отечественном законодательстве.

Так, Конституция Российской Федерации в ст. 14 устанавливает:

«1. Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Это означает, как минимум, следующее.

• В светском государстве признаются приоритет науки, плюрализм мировоззренческих установок, причем границы плюрализма проходят там, где они не задевают интересы других людей и государства в целом.

• Государство не отдает предпочтения ни одному из вероучений в своей внутренней и внешней политике, оно призвано уважать принципы духовной жизни собственного народа.

Право на свободу совести и его обеспечение в государственных и муниципальных учебных заведениях всех ступеней закреплено и в отечественном законодательстве. Федеральный закон «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-1 с последующими изменениями и дополнениями) устанавливает, что содержание образования в государственной и муниципальной школе должно быть адекватно мировому уровню общей и профессиональной культуры, современному уровню знаний картины мира и уровню образовательной программы (ступени обучения).

Одновременно в этом Законе уточняется важное положение: «Обучающиеся во всех образовательных учреждениях имеют право ... на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений...».25 (25 См.: Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями / Сост. и автор комментария А.О.Протопопов. – М., 1996. – С. 48.)

В соответствии с данным Законом, выпускники образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня (ст. 50-я).

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г., гарантируя всем гражданам страны свободу совести и свободу вероисповедания, подчеркивает необходимость обеспечения светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Одновременно он регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот в целях осуществления ими преподавания общеобразовательных дисциплин в собственных образовательных учреждениях.

Закон содержит специальную (5-ю) статью «Религиозное образование». Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, как известно, является одним из трех базовых признаков идентификации религиозного объединения (Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ст. 6 п. 1; ст. 7, п. 3). Обучение религии осуществляется посредством культовой практики, а также в процессе специальных учебных занятий духовных школ, действующих при общинах верующих. В Законе гарантируется:

«1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». Здесь важно то, что государство не регламентирует совместные формы религиозного образования, не несет ответственности за возможность получения и качество такого образования: это частное дело самого человека, его родителей, религиозной организации.

«2. Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания».

Далее в ст. 5-й говорится: «Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения». Для создания образовательного учреждения такое право должно содержаться в гражданском уставе религиозной организации.

Учитывая, что настоящий Закон и Федеральный Закон «Об образовании» (1996 г.) различают общеобразовательные учреждения и учреждения среднего и высшего профессионального образования, в уставе религиозного объединения целесообразно конкретизировать соответствующее право. Помимо того, важно учитывать, что учреждения профессионального религиозного образования могут быть созданы только централизованными религиозными организациями.

П. 4-й ст. 5-й Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

Данная норма означает, что обучение детей религии организует не государственное или муниципальное образовательное учреждение, а религиозная организация, т.е. зарегистрированное юридическое лицо, у которого возникают отношения с родителями по вопросам религиозного образования детей. Родители могут обратиться к администрации государственного или муниципального образовательного учреждения (школы), где обучаются их дети, с просьбой о предоставлении религиозной организации возможности на базе этой школы проводить обучение детей религии. Администрация после рассмотрения этого вопроса в соответствии с уставом школы в случае положительного отношения согласовывает его с органом местного самоуправления. Причем это правило распространяется как на муниципальную школу, так и на государственную, в том числе учрежденную федеральным органом.

Из Закона следует, что администрация должна получить согласие органа местного самоуправления, после чего она устанавливает отношения с религиозной организацией. Эти отношения носят характер гражданско-правового договора. Очевидно, в нем должны быть закреплены вопросы ответственности, пользования помещениями и имуществом, могут быть и особые требования, например, к состоянию здоровья преподавателей, направляемых религиозной организацией. (Все эти моменты предусмотрены, например, законодательством Германии и ее отдельных земель.)

Комментируемое положение не дает права ни религиозной организации вмешиваться в содержание и организацию образовательного процесса в светской школе, ни администрации вводить обучение религии в сетку школьных занятий. Оно лишь предоставляет возможность использовать помещения школы для проведения занятий по обучению религии за пределами программы. При подготовке проекта Закона это положение аргументировалось, в частности, отсутствием у большинства религиозных организаций своих помещений для проведения религиозного обучения детей. Это соображение может приниматься в расчет органами местного самоуправления при согласовании вопроса о проведении уроков религии в помещениях общеобразовательных школ.

Конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в системе государственных и муниципальных образовательных учреждений гарантируют следующее.

Система образования получила в 1990-е гг. довольно содержательное конституционно-правовое обеспечение. В нем зафиксирован один из основных принципов образования – его светский характер, что соответствует как современным тенденциям развития человечества, так и Основному закону Российской Федерации.

Вместе с тем, и в законодательстве, и в особенности в правоприменительной практике имеют место существенные недостатки и противоречия.

Во-первых, речь идет, прежде всего, об отсутствии однозначно понимаемого термина «светский» (РФ – светское государство, светский характер образования и т.п.). Описательное его определение было дано в Законе РСФСР «О свободе вероисповеданий» (25 октября 1990 г.), утратившем силу в настоящее время. В результате этого имеет место неоднозначность толкования принципа светского характера образования, вольное или невольное его искажение, что в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране влечет за собой известную напряженность в обществе.

Во-вторых, есть разночтения в отношении определения возраста ребенка, с которого он может самостоятельно определять свое отношение к религии. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» названы в качестве «пограничных» 14 лет, в Семейном кодексе РФ – 18 лет, Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.) исходит из того, что самостоятельно решает вопрос о своем отношении к религии человек в возрасте 18 лет.

В-третьих, нуждается в совершенствовании правоприменительная практика в этой сфере, поскольку имеют место отступления от принципа светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Иными словами, созданные в 1990-е гг. нормативно-правовые основы обеспечения свободы совести в государственной и муниципальной системе образования и практика их применения нуждаются в совершенствовании.

Реализация свободы совести в сфере образования – предмет общей заботы государства, семьи, конфессий, всего общества. Она не должна решаться в духе противоборства между теми, кто фактически стремится изолировать образовательный процесс от всяких контактов с религией, выступая под лозунгом защиты светского характера образования, и теми, кто, ссылаясь на принцип свободы вероисповедания, внедряет в разных формах обучение религии в светских учебных заведениях. Между тем, проблема не сводится только к альтернативе – можно или нельзя, следует или не следует преподавать религию («Закон Божий», Коран, Библию) в государственной общеобразовательной школе.

Несмотря на то, что российское общество пока не выработало убедительной системы приоритетов и ориентиров в решении вопроса «система образования и религия», сегодня уже достигнуто понимание, что получение молодежью знаний о религиях – одна из общественных проблем. В решение ее могут и должны внести свой вклад учебные заведения, государство и религиозные организации. Все они при этом решают данную проблему по-своему, преследуют разные цели и используют разные средства, обращаясь к различным аудиториям.

Школьное и вузовское образование, сопряженное с воспитанием, формированием личности, на практике не может быть абсолютно мировоззренчески нейтральным (мировоззренчески нейтральным может быть только отсутствие мировоззрения, упорядоченной системы знаний о мире). Российской, прежде всего русской культурно-философской традиции искони были свойственны представления о существовании фундаментальных устоев, позволяющих личности четко ориентироваться в мире, давать определенную оценку окружающей реальности и самому себе.

Однобокое построение образования по принципу «нейтрального» информирования учащихся об альтернативных мировоззренческих системах и религиозных учениях чревато появлением у подрастающего поколения морально-этического релятивизма, исчезновением ясных представлений о добре и зле. Предметом совместных усилий государства и религиозных объединений, педагогов, философов, религиозных деятелей и деятелей культуры должен стать поиск золотой середины между крайностями идеологизированной системы образования, навязывающей всем единые обязательные воззрения, и плюралистической системы, построенной на представлениях об относительном характере любых истин и ценностей.

Б. Вторую группу документов составляют законодательные акты субъектов Российской Федерации. Они должны быть основаны на Конституции РФ, федеральных законах, учитывать международное право и региональные особенности исторического, этнокультурного и конфессионального характера.

К сожалению, в субъектах Российской Федерации иногда принимаются законодательные акты, противоречащие Конституции страны, федеральным законам. Так, Воронежская областная дума 19 мая 2000 г. приняла в первом чтении постановление «О проекте Закона Воронежской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства"», в котором все религиозные объединения области разделены на «культурообразующие религиозные организации» (определения им не дается, но из текста следует, что речь идет прежде всего о Русской православной церкви) и все другие. Ст. 17 законопроекта («Религиозная безопасность семьи») де-факто закрывает для всех, кроме РПЦ, возможность участвовать в реализации конституционного права обучать детей своих последователей в помещениях государственных школ основам религии вне учебной сетки часов.26 (26 См.: Жеребятьев М. Закон Божий с черного хода // Религия и право. 2000. № 4. – С. 4–6.)

Из анализа нормативных актов субъектов Федерации становится очевидным, что их сильной стороной является ориентация на особенности области, края, республики, на их культурно-историческую самобытность, национально-конфессиональную структуру. Однако это безусловно позитивное обстоятельство нередко перерождается в свою противоположность, что видно, в частности, на примере документов из Воронежа. Региональный компонент зачастую создает прецеденты нарушения норм федеральных законов. Оптимальным решением в этом плане может быть лишь согласование федерального и регионального законодательств, приведение последнего в соответствие с первым.

В. Ведомственные, межведомственные правовые акты составляют третью группу документов, на которых строится политика религиоведческого и религиозного образования в учебных заведениях всех ступеней. К этой группе относятся:

– подзаконные акты, постановления, распоряжения руководящих органов управления государственной и муниципальной системой образования;

– договоры (соглашения) между центральными и региональными органами управления образованием и централизованными религиозными объединениями, их региональными структурами.

Эти правовые акты для работников образовательной сферы выполняют функции практического руководства при решении вопросов, затрагивающих права и свободы в области религии.

В числе указанных документов – Протокол о намерениях между Министерством образования Российской Федерации и Отделом религиозного образования и катехизации и Православным педагогическим обществом, подписанный 18 августа 1993 г., и Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии Русской православной церкви, подписанный 2 августа 1999 г.27 (27 См.: Иоанн (Экономцев). О религиозном образовании в России // Религиозные организации и государство; перспективы взаимодействия: Материалы конференции. Москва, 22–23 февраля 1999 г. – М., 1999. – С. 112 –117.)

Министерство образования РФ 4.06.1999 г. направило в учебные заведения и органы управления образованием методическое письмо (№ 14–53–28) «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений». Это письмо обращает внимание на недопустимость нарушения как существующего законодательства, так и прав ребенка в сфере свободы совести, содержит рекомендации относительно форм обучения религии в помещении образовательных государственных и муниципальных учреждений, указание на права и обязанности администрации этих учреждений и религиозных объединений. Однако и в данном документе имеют место неточные, неполные трактовки основополагающих понятий. Так, под обучением религии рекомендации подразумевают все то же духовно-нравственное воспитание и преподавание основ вероучения. Понятие «светский характер образования» интерпретируется как «нецерковный», «гражданский» характер, рассматривается как синоним слов «атеистический», «антирелигиозный».

В самом общем плане обеспечение свободы совести в государственной и муниципальной общеобразовательной и специальной школах предопределяется несколькими следующими моментами.

Первое. Государство может гарантировать религиозную терпимость и оставаться верным конституционным принципам, если оно будет нейтральным по отношению к различным религиям. Оно не может отдавать предпочтение ни верующим, ни неверующим, не должно быть враждебно настроенным по отношению к религии как таковой. Государственные и муниципальные школы не должны игнорировать роль и место религии в истории наций и народов, страны и человечества в целом.

Второе. Государственная программа общеобразовательной и высшей школ не должна ни насаждать, ни запрещать религиозные верования. Задача учителя, преподавателя – ясно понимать разницу между преподаванием сведений о религии и религиозным (конфессиональным) образованием. Иными словами, школа не должна принуждать их к принятию какой-либо религии; не должна пропагандировать или отрицать какую-либо религию; наконец, школа может информировать о различных верованиях, но не должна формировать приверженцев определенного верования.

Третье. Изучение знаний о религии целесообразно включать в контекст различных образовательных предметов. В начальной школе это могут быть беседы о семье, о различных культурах и праздниках. Для учеников старших классов эти темы раскрываются на уроках истории, литературы, специальных уроках по религиоведению. Но в любом случае разговоры о религии не должны затрагивать чувства учащихся разных вероисповеданий: каждый из них должен чувствовать себя комфортно при обсуждении вопросов религии.

Четвертое. Основу содержания образования в государственной и муниципальной школах составляют гражданские ценности. И в этом смысле преподавание знаний о религии не есть то же самое, что приобщение к религиозным ценностям.

Пятое и, возможно, самое трудное – обеспечение реального разграничения официальной позиции школы и государства в отношении религии, с одной стороны, и личным убеждением преподавателя – с другой. Верующий учитель, преподаватель должны проявить профессиональную честность, т.е. не навязывать собственных мировоззренческих установок своим ученикам или студентам. Аналогичным образом, преподаватель, придерживающийся материалистических или иных безрелигиозных воззрений, не должен преподносить их учащимся под видом данных объективной науки.

 
PR-CY.ru