РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственно-конфессиональных отношений

На правах рукописи

КОЛОДИН Александр Васильевич

Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Специальность 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель –
д. филос. наук, проф. Овсиенко Ф. Г.

Москва 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава I. Философско-методологические проблемы религиозного и религиоведческого образования

§ 1. Знания о религии как отрасль гуманитарного знания

§ 2. Сущность и специфика религиоведческого и религиозного образования: линии разграничения

Глава II. Проблемы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

§ 1. Правовые основы преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

§ 2. Практика преподавания знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации

Глава III. Мировой опыт преподавания знаний о религии и возможность его использования в условиях Российской Федерации

Заключение

Список литературы


Заключение

В настоящее время система светского религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, так же как и система религиозного образования, имеет развитое юридическое обоснование, исходящее из конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства и закрепленного Конституцией РФ светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Федеральные, региональные органы и учреждения образования призваны последовательно проводить эти принципы в жизнь, четко разделяя сферы и функции религиоведческого и религиозного образования, развивая их и ограждая религиоведческое образование от клерикального влияния и содействуя в пределах материальных возможностей и существующего правового поля религиозным объединениям в развитии религиозного образования.

Нуждается в совершенствовании правоприменительная практика в этой сфере, поскольку широко распространившиеся отступления от принципа светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РФ, прямые его нарушения не встречают должной оценки и противодействия со стороны органов исполнительной власти, органов образования и юстиции.

В российском обществе существует потребность в получении религиоведческого образования, в объективных научных знаниях о религии. Религиоведение составляет составную часть современного гуманитарного знания.

Полноценное религиоведческое образование призвано обеспечить:

• высокий уровень культуры, широту кругозора и разностороннюю образованность современного человека, понимание им места и роли религии и конкретных религиозных объединений в истории и культуре человечества и отдельных стран и народов;

• воспитание на этой основе патриотизма, уважения к прошлому своей страны, к наследию предков;

• формирование уважения к правам и свободам человека, религиозной и национальной терпимости, уважительного отношения к религиозным верованиям и традициям народов России и мира, к убеждениям и чувствам верующих и неверующих;

• необходимый уровень компетентности различных категорий служащих, депутатов представительных органов власти, работников органов образования и учреждений культуры, правоохранительных органов, военнослужащих, хозяйственных руководителей, работников общественных организаций и др. в вопросах религии, российского законодательства и международных норм относительно свободы совести, вероисповедания и убеждений, правового регулирования деятельности религиозных объединений;

• теоретическую подготовку членов законодательных органов различных уровней для творческого и компетентного осуществления законотворческой деятельности в сфере свободы совести и вероисповедания.

Российское государство стремится к созданию стройной и последовательной системы религиоведческого образования, которая включает в себя:

• В общеобразовательной школе:

– доведение до обучающихся объективных научных знаний о религии в рамках таких предметов образовательного стандарта, как история, литература, граждановедение, география и др.;

– преподавание специальных курсов: «Религиоведение», «Религия в истории и культуре», «Культура и религия», «Искусство и религия», «Великие книги человечества» в рамках образовательного стандарта, региональной вариативной компоненты или в форме факультатива.

• В высших учебных заведениях:

– на факультетах, отделениях, кафедрах религиоведения подготовка специалистов по специальности «Религиоведение»;

– на других факультетах университетов, в педагогических вузах, вузах, готовящих руководящий персонал для различных отраслей народного хозяйства и культуры, военных вузах – чтение курса «Основы религиоведения» и других религиоведческих дисциплин, как-то: «История религий», «Философия религии», «Социология религии», «Психология религии», «Культура и религия», «Искусство и религия», «Государственно-конфессиональные отношения» и др.

• Поствузовское образование и дополнительное высшее образование:

– подготовка специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) по специальности 09.00.13 – «Религиоведение, философская антропология, философия культуры», а также по другим философским, социологическим, психологическим, историческим, культурологическим наукам по проблемам религиоведения;

– подготовка специалистов со вторым высшим образованием по религиоведению;

– специальная подготовка и переподготовка по проблемам религиоведения и государственно-конфессиональных отношений в институтах повышения квалификации учителей и работников культуры;

– обучение на заочных и вечерних отделениях вузов по отдельным религиоведческим дисциплинам в объеме, предусмотренном Госстандартом «Религиоведение», с получением соответствующего сертификата.

Министерство образования и науки Российской Федерации обязано принимать меры для обеспечения системы религиоведческого образования кадрами высококвалифицированных преподавателей. С этой целью необходимо:

– в университетах, педагогических вузах, вузах культуры и других создавать отделения и кафедры религиоведения;

– развивать подготовку кадров высшей квалификации по религиоведению через аспирантуру и докторантуру;

– осуществлять подготовку и переподготовку преподавателей вузов и учителей средних общеобразовательных и профессиональных школ через институты повышения квалификации, стажировки, курсы.

Необходима подготовка квалифицированных педагогов нового типа, свободных от идеологической, антирелигиозной или конфессиональной предвзятости, имеющих глубокие и разносторонние знания, в том числе в области истории и культуры, и навыки включения знаний о религии в преподаваемые предметы.

Министерство образования и науки Российской Федерации и Российская академия образования призваны предпринимать необходимые усилия для оснащения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной и профессиональной средней школе и в высших учебных заведениях специальными учебными программами, учебниками и учебными пособиями, отражающими современный уровень научных знаний о религии и имеющими своими источниками как результаты исследований в области религиоведения, проводимых академическими институтами, университетами и другими научными центрами в России и за рубежом, так и материалы (информацию), представляемые религиозными объединениями различных конфессий и не содержащие негативных интерпретаций других конфессий и мировоззренческих убеждений.

Религиозное образование, его материальное обеспечение, организация и содержание целиком и полностью является прерогативой религиозных объединений соответствующих конфессий в силу конституционной нормы об отделении их от государства. В то же время Российское государство в меру материальных возможностей и в рамках правового поля может содействовать религиозным объединениям в развитии их систем религиозного образования путем:

– предоставления налоговых льгот и льгот на аренду помещений для духовных и находящихся под опекой конфессий общеобразовательных учебных заведений;

– дотаций на оплату труда преподавателей предметов Государственного образовательного стандарта в конфессиональных общеобразовательных учебных заведениях;

– выделения религиозным объединениям в бесплатное пользование или на условиях льготной аренды зданий и помещений из государственного или муниципального фонда для религиозных школ, катехизических пунктов и других форм обучения религии детей и взрослых.

Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Союз журналистов России, независимые средства массовой информации призваны сыграть важную роль в пропаганде и распространении научных знаний о религии, соблюдая объективность и толерантность в отношении как религиозного, так и различных типов нерелигиозных мировоззрений и убеждений, избегая конфессиональной или антирелигиозной ангажированности.

Постановка полноценного религиоведческого образования должна опираться на фундаментальные и прикладные, в том числе социологические, исследования в области религиоведения. Их развитие должно осуществляться академическими институтами Российской академии наук и Российской академии образования, кафедрами религиоведения университетов и других гуманитарных вузов. В этой связи целесообразно восстановить при Президиуме РАН Координационный совет по проблемам религиоведения.

Предлагаемая концепция преподавания знаний о религии в системе среднего и высшего образования рассчитана на следующие результаты.

• Она позволит развивать и совершенствовать систему преподавания знаний о религии, будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах религий, государственно-конфессиональных отношений учителей и преподавателей, учащихся и студентов.

• Ее социальная и политическая эффективность даст свои результаты в ближайшем будущем, когда в активную жизнь войдут новые поколения, получившие в школе и вузе знания о природе, исторических заслугах, актуальных функциях, воспитательном потенциале религий.

• За счет интеллектуального потенциала религиоведческого образования правомерно ожидать повышения общей культуры личности и общества, их политической, нравственной, эстетической культуры, роста чувства патриотизма и уважения к правам и свободам сограждан иных вероисповеданий.

• Преподавание знаний о религии в системе среднего и высшего образования позволит оптимизировать правовые основы вероисповедной политики Российского государства за счет согласования законодательных актов об образовании, науке, свободе совести и т.п., что, в конечном счете, будет способствовать созданию атмосферы веротерпимости, толерантности в обществе, мира и дружбы между народами, исповедующими разные религии.

• Оптимизация процесса преподавания знаний о религии в системе среднего и высшего образования будет стимулировать развитие религиоведения как науки, укрепление связей между светскими и религиозными центрами; в итоге это будет способствовать обогащению содержания и форм взаимодействия государства и религиозных объединений, диалога светской науки и богословия.

 
PR-CY.ru