РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра государственно-конфессиональных отношений
На правах рукописи
КОЛОДИН Александр Васильевич
Религиоведческое и религиозное образование: сущность, специфика, проблемы реализации в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации
Специальность 09.00.13 – религиоведение, философская антропология, философия культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель –
д. филос. наук, проф. Овсиенко Ф. Г.
Москва 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Философско-методологические проблемы религиозного и религиоведческого образования
§ 1. Знания о религии как отрасль гуманитарного знания
§ 2. Сущность и специфика религиоведческого и религиозного образования: линии разграничения
Заключение
В настоящее время система светского религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, так же как и система религиозного образования, имеет развитое юридическое обоснование, исходящее из конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства и закрепленного Конституцией РФ светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Федеральные, региональные органы и учреждения образования призваны последовательно проводить эти принципы в жизнь, четко разделяя сферы и функции религиоведческого и религиозного образования, развивая их и ограждая религиоведческое образование от клерикального влияния и содействуя в пределах материальных возможностей и существующего правового поля религиозным объединениям в развитии религиозного образования.
Нуждается в совершенствовании правоприменительная практика в этой сфере, поскольку широко распространившиеся отступления от принципа светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РФ, прямые его нарушения не встречают должной оценки и противодействия со стороны органов исполнительной власти, органов образования и юстиции.
В российском обществе существует потребность в получении религиоведческого образования, в объективных научных знаниях о религии. Религиоведение составляет составную часть современного гуманитарного знания.
Полноценное религиоведческое образование призвано обеспечить:
• высокий уровень культуры, широту кругозора и разностороннюю образованность современного человека, понимание им места и роли религии и конкретных религиозных объединений в истории и культуре человечества и отдельных стран и народов;
• воспитание на этой основе патриотизма, уважения к прошлому своей страны, к наследию предков;
• формирование уважения к правам и свободам человека, религиозной и национальной терпимости, уважительного отношения к религиозным верованиям и традициям народов России и мира, к убеждениям и чувствам верующих и неверующих;
• необходимый уровень компетентности различных категорий служащих, депутатов представительных органов власти, работников органов образования и учреждений культуры, правоохранительных органов, военнослужащих, хозяйственных руководителей, работников общественных организаций и др. в вопросах религии, российского законодательства и международных норм относительно свободы совести, вероисповедания и убеждений, правового регулирования деятельности религиозных объединений;
• теоретическую подготовку членов законодательных органов различных уровней для творческого и компетентного осуществления законотворческой деятельности в сфере свободы совести и вероисповедания.
Российское государство стремится к созданию стройной и последовательной системы религиоведческого образования, которая включает в себя:
• В общеобразовательной школе:
– доведение до обучающихся объективных научных знаний о религии в рамках таких предметов образовательного стандарта, как история, литература, граждановедение, география и др.;
– преподавание специальных курсов: «Религиоведение», «Религия в истории и культуре», «Культура и религия», «Искусство и религия», «Великие книги человечества» в рамках образовательного стандарта, региональной вариативной компоненты или в форме факультатива.
• В высших учебных заведениях:
– на факультетах, отделениях, кафедрах религиоведения подготовка специалистов по специальности «Религиоведение»;
– на других факультетах университетов, в педагогических вузах, вузах, готовящих руководящий персонал для различных отраслей народного хозяйства и культуры, военных вузах – чтение курса «Основы религиоведения» и других религиоведческих дисциплин, как-то: «История религий», «Философия религии», «Социология религии», «Психология религии», «Культура и религия», «Искусство и религия», «Государственно-конфессиональные отношения» и др.
• Поствузовское образование и дополнительное высшее образование:
– подготовка специалистов высшей квалификации (докторов и кандидатов наук) по специальности 09.00.13 – «Религиоведение, философская антропология, философия культуры», а также по другим философским, социологическим, психологическим, историческим, культурологическим наукам по проблемам религиоведения;
– подготовка специалистов со вторым высшим образованием по религиоведению;
– специальная подготовка и переподготовка по проблемам религиоведения и государственно-конфессиональных отношений в институтах повышения квалификации учителей и работников культуры;
– обучение на заочных и вечерних отделениях вузов по отдельным религиоведческим дисциплинам в объеме, предусмотренном Госстандартом «Религиоведение», с получением соответствующего сертификата.
Министерство образования и науки Российской Федерации обязано принимать меры для обеспечения системы религиоведческого образования кадрами высококвалифицированных преподавателей. С этой целью необходимо:
– в университетах, педагогических вузах, вузах культуры и других создавать отделения и кафедры религиоведения;
– развивать подготовку кадров высшей квалификации по религиоведению через аспирантуру и докторантуру;
– осуществлять подготовку и переподготовку преподавателей вузов и учителей средних общеобразовательных и профессиональных школ через институты повышения квалификации, стажировки, курсы.
Необходима подготовка квалифицированных педагогов нового типа, свободных от идеологической, антирелигиозной или конфессиональной предвзятости, имеющих глубокие и разносторонние знания, в том числе в области истории и культуры, и навыки включения знаний о религии в преподаваемые предметы.
Министерство образования и науки Российской Федерации и Российская академия образования призваны предпринимать необходимые усилия для оснащения учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной и профессиональной средней школе и в высших учебных заведениях специальными учебными программами, учебниками и учебными пособиями, отражающими современный уровень научных знаний о религии и имеющими своими источниками как результаты исследований в области религиоведения, проводимых академическими институтами, университетами и другими научными центрами в России и за рубежом, так и материалы (информацию), представляемые религиозными объединениями различных конфессий и не содержащие негативных интерпретаций других конфессий и мировоззренческих убеждений.
Религиозное образование, его материальное обеспечение, организация и содержание целиком и полностью является прерогативой религиозных объединений соответствующих конфессий в силу конституционной нормы об отделении их от государства. В то же время Российское государство в меру материальных возможностей и в рамках правового поля может содействовать религиозным объединениям в развитии их систем религиозного образования путем:
– предоставления налоговых льгот и льгот на аренду помещений для духовных и находящихся под опекой конфессий общеобразовательных учебных заведений;
– дотаций на оплату труда преподавателей предметов Государственного образовательного стандарта в конфессиональных общеобразовательных учебных заведениях;
– выделения религиозным объединениям в бесплатное пользование или на условиях льготной аренды зданий и помещений из государственного или муниципального фонда для религиозных школ, катехизических пунктов и других форм обучения религии детей и взрослых.
Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Союз журналистов России, независимые средства массовой информации призваны сыграть важную роль в пропаганде и распространении научных знаний о религии, соблюдая объективность и толерантность в отношении как религиозного, так и различных типов нерелигиозных мировоззрений и убеждений, избегая конфессиональной или антирелигиозной ангажированности.
Постановка полноценного религиоведческого образования должна опираться на фундаментальные и прикладные, в том числе социологические, исследования в области религиоведения. Их развитие должно осуществляться академическими институтами Российской академии наук и Российской академии образования, кафедрами религиоведения университетов и других гуманитарных вузов. В этой связи целесообразно восстановить при Президиуме РАН Координационный совет по проблемам религиоведения.
Предлагаемая концепция преподавания знаний о религии в системе среднего и высшего образования рассчитана на следующие результаты.
• Она позволит развивать и совершенствовать систему преподавания знаний о религии, будет способствовать повышению уровня компетентности в вопросах религий, государственно-конфессиональных отношений учителей и преподавателей, учащихся и студентов.
• Ее социальная и политическая эффективность даст свои результаты в ближайшем будущем, когда в активную жизнь войдут новые поколения, получившие в школе и вузе знания о природе, исторических заслугах, актуальных функциях, воспитательном потенциале религий.
• За счет интеллектуального потенциала религиоведческого образования правомерно ожидать повышения общей культуры личности и общества, их политической, нравственной, эстетической культуры, роста чувства патриотизма и уважения к правам и свободам сограждан иных вероисповеданий.
• Преподавание знаний о религии в системе среднего и высшего образования позволит оптимизировать правовые основы вероисповедной политики Российского государства за счет согласования законодательных актов об образовании, науке, свободе совести и т.п., что, в конечном счете, будет способствовать созданию атмосферы веротерпимости, толерантности в обществе, мира и дружбы между народами, исповедующими разные религии.
• Оптимизация процесса преподавания знаний о религии в системе среднего и высшего образования будет стимулировать развитие религиоведения как науки, укрепление связей между светскими и религиозными центрами; в итоге это будет способствовать обогащению содержания и форм взаимодействия государства и религиозных объединений, диалога светской науки и богословия.