Культура хеттов и хурритов - Страница 3

Недостаток знаний о местных культах и божествах позволяют пополнить памятники скульптуры, которые, в отличие от глиняных табличек, распространены по всей территории бывшего Хеттского царства. К тому же, если в табличках содержатся только имена божеств и названия культовых центров, то на памятниках искусства есть типизированные изображения божеств, связанных с определенной местностью. Отличительными признаками обычно служат оружие или орудие труда в правой руке, символический предмет в левой руке, крылья или иные дополнительные детали, а также священное животное, на спине которого стоит божество.

Расшифровка письменных источников подтвердила, что хурритская культура была тесно связана с египетской, о чем свидетельствует дословное совпадение целых эпизодов хурритских мифологических поэм с египетскими мифологическими тестами. Бесспорным является и влияние Египта на религию хурритов, по крайней мере, на рубеже XV–XIV вв. до н.э. Так, например, в магических египетских ритуалах времени Аменхотепа III и в некоторых других надписях упоминается хурритская воительница на лошади – Иштар Шаушка (по мнению ученых, ее образ лег в основу греческой легенды об амазонках). Любопытно, что именно в этот период заключаются династические союзы фараонов с дочерьми царей хурритского государства Митанни, а позднее предполагался даже брак вдовы фараона с хеттским царевичем, до того воевавшего с Египтом. Амарнский период в истории Египта (конец XV в.) был не только временем, когда в Египте утвердилась религия поклонения Солнцу, некоторыми чертами напоминавшая современные ей хурритские и хеттские религиозные представления, но и периодом оживленной дипломатической переписки Египта с другими странами Ближнего Востока, прежде всего, с хеттами.

Однако культура народов, проживающих на территории Малой Азии, характеризуется не только египетским влиянием. Так, например, сюжет мифологической поэмы о смене на небесах четырех поколений богов аналогичен сюжету в греческой Теогонии. В свою очередь, эта же поэма возводится к прототипу вавилонской поэмы о сотворении мира; хурритские и хеттские имена главных богов восходят к аккадским, и, в конечном счете, – к шумерским. Первым богом был Алалу (шумерский Энлиль), который, спасаясь от своего врага, бежал в Нижний Мир (т.е. в загробное царство). И в греческой мифологии в первом поколении богов был Океан, божество Нижнего Мира. Имя главного хурритского бога второго поколения Ану (от шумерского Ан – Небо) аналогично первоначальному значению имени греческого бога Урана (небо). Свергнутый Алалу бежит в Нижний Мир, Ану – убегает на Небо. Существует немало сведений для подтверждения наличия связей хурритско-хеттской и греческой мифологии, а также связей хеттско-хурритской мифологии с мифологией Египта и даже Кавказа.

Эпоха Среднего царства по времени совпадает с Троянской войной. В молитвах этого времени, обращенных к богам, хеттские цари жалуются, что вторгшиеся в их страну племена каска отняли у них города северной Малой Азии – древние культовые центры, приносившие богам жертвоприношения. Поэтому на первый план выдвигаются южные и юго-западные области Малой Азии, а в исторических рассказах впервые упоминаются ахейцы. К этому времени относятся и самые ранние образцы ритуалов, составленных от имени жриц – обитательниц этих областей со смешанным хуррито-лувийским населением. Влияние Египта здесь проявляется, в частности, в том, что так называемая хеттская иероглифическая письменность была создана населением южных частей Малой Азии, быть может, по образцу египетской иероглифики.

 



 
PR-CY.ru