Тема 1. Церковь и государство в античную эпоху - Страница 43

При всей своей любви к аскетизму, Пахомий не желал, чтобы иноки предавались строгим подвигам по принуждению, а не по собственному влечению. Однажды после долгого отсутствия он возвратился в обитель, где обычно жил. Один молодой монах при встрече пожаловался ему, что с самого дня его отъезда им не давали горячей похлебки. Пахомий отправился в поварню и застал поваров за плетением рогож. Он спросил главного повара: «С какого дня ты не готовил похлебку для братии?» Тот отвечал, что уже два месяца. «Почему ты так поступал, когда устав повелевает давать похлебку братии по субботам и по воскресеньям?» – спросил Пахомий. Повар сказал, что братия из любви к подвигам решила больше не есть похлебки, довольствуясь небольшим количеством овощей и масла. Доставляя братии на трапезу одни маслины и овощи, повара занялись плетением рогож и приготовили их за два месяца 500 штук. Пахомий велел немедленно вынести эти самовольно приготовленные рогожи и сжечь, а поварам строго выговорил за отступления от устава.

Одним из главных обетов в правилах Пахомия была совершенная нестяжательность. Вступавшему в общину монаху не дозволялось приносить в монастырь никакого имущества; даже одежда вновь прибывшего раздавалась нищим мирянам. Монахи не должны были иметь ничего собственного. Считалось важным преступлением, если кто из братии сберегал у себя в келии деньги, хотя бы самую малую монету. Все необходимое иноки получали из общих средств монастыря.

Умер Пахомий сравнительно не старым человеком в 348 г. В созданных им монастырях проживало тогда до семи тысяч монахов, что свидетельствует о большой притягательности монашеской жизни. Среди мужских монастырей Табенны (по инициативе Пахомия) его сестрой был основан женский монастырь, организованный почти на тех же началах, как и мужские, и подчиненный наравне с ними игумену главной Табеннской обители. Такое основание женских монастырей вместе с мужскими было допущено и Василием Великим, построившем в Понте свой мужской монастырь рядом с женским. Женский был основан по инициативе его матери и сестры. Это привело к возникновению так называемых двойных монастырей, где в двух близко друг от друга расположенных зданиях или даже в двух половинах одного и того же здания жили монахи и монахини. Однако подобные монастыри часто вызывали соблазн, что давало повод тому же Василию Великому называть монастыри «вертепами разврата». Позднее из-за этого, после целого ряда предписаний светской и духовной власти, подобные монастыри были уничтожены. Но «вертепами разврата» были не только так называемые двойные монастыри. Тот же Василий Великий говорил о том, что монастыри создают более благоприятные условия для тех, кто стремится к однополой любви.

С целью посетить знаменитых подвижников Василий Великий предпринял в возрасте 28 лет путешествие в Египет, Палестину и Месопотамию, из которого он вынес изумление перед воздержанием христианских аскетов в пище, питье и сне и пламенное желание подражать им. Это желание он привел в исполнение после возвращения на родину, избрав для этого поэтический уголок на берегу реки Ириса. Слава о его монашеских подвигах многих привлекла к нему, и по берегам Ириса один за другим стали возникать монастыри.

 



 
PR-CY.ru