Тема 8. Церковь и государство в Древней Руси - Страница 11

Основой для создания ее образа служит «Повесть временных лет», где говорится, что жила Ольга с сыном своим и мечтала, чтобы тот принял крещение. Но Святослав и слушать об этом не хотел и говорил: «Как же я один смогу принять другой закон? А дружина моя будет смеяться над этим». Она же отвечала ему: «Если ты сам окрестишься, все сделают так же». Но сын продолжал жить по языческим («поганским») законам.

О княгине Ольге можно судить по Житиям, где она превращается в уроженку псковской земли, родом из села Выдубцы на границе с немецкой землей, из народа варяжского, от простых людей. Согласно преданию, князь Игорь однажды тешился охотой в Псковской земле и увидел на другой стороне реки хорошую добычу, и не мог он перебраться через реку, не было у него лодки. И увидел он, что кто-то плывет по реке на лодке, и позвал лодочника, и велел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул на гребца того и увидел, что это девица (а это и была блаженная Ольга), юная, красивая и отважная. И разгорелась в нем страсть, и обратился он к ней с бесстыдными словами. Она же, пресекая его непристойные речи, сказала ему, обличая его: «Зачем напрасно позоришь себя, о, князь, склоняя меня на срам? Не обольщайся, видя меня, молодую девушку, совсем одну, и не надейся – не возьмешь меня силой. Пока ты юн, блюди себя, чтобы не победило тебя неразумие, чтобы самому не пострадать. Если ты станешь рабом постыдных побуждений, как же ты сможешь другим запрещать неправедные поступки и праведно управлять державой своей? Знай, что если ты не перестанешь соблазняться моей беззащитностью, то глубина реки поглотит меня – и я избегу позора, а ты не впадешь в соблазн из-за меня».

Удивлялся князь Игорь зрелому разуму и благородным ее речам. И отказался от своего юношеского порыва, и, устыдившись, в молчании перебрался через реку, запечатлев все это в сердце своем до времени, и вернулся в Киев. Когда же пришло время, повелел он, чтобы нашли ему невесту, и стали ему подыскивать невесту, как это было в обычае у властителей. Многими он пренебрег, но вспомнил Ольгу, отвагу и красоту которой видел и из уст которой слышал речи целомудренные, нрав которой узнал. И послал за ней родича своего князя Олега, и взял ее в жены с подобающей честью, и сочетались они законным браком.

Дальше рассказывается о том, как Игорь много воевал и обложил непомерной данью древлян, за что и был убит. А убийцы стали свататься к Ольге, чтобы взять ее в жены своему князю Малу. Но одних сватов она зарыла в землю живьем, других заживо спалила в бане, а после отправилась к древлянам совершать тризну по мужу своему. Древляне во время тризны напились до бесчувствия, и были изрублены дружиной Ольги, числом 5000, как утверждает летопись. Здесь есть одна замечательная деталь в повествовании: Ольга велела сватов принести к ней в ладье, а передвижение посуху в ладьях у восточных славян имело двойной смысл – и оказание почести, и обряд похорон. Это хитроумное решение освобождало ее от моральной ответственности: мол, сами знали, на что шли.

Но дальше повествование лишено всякой логики. Говорится, что вновь собрала княгиня войско и пошла на древлян с сыном своим Святославом. И были побеждены древляне, они, отступив, затворились в городах, но так и не спаслись: были взяты Святославом города их. Хотя Святослав же, как утверждает летописец, был в это время ребенком и едва мог держаться в седле.

 



 
PR-CY.ru