Тема 8. Церковь и государство в Древней Руси

  1. Геополитическая обстановка, в которой происходило крещение Руси.
  2. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия.
  3. Миф о княгине Ольге.
  4. Роль фольклора и литературы в процессе христианизации Руси.

1. Геополитическая обстановка, в которой происходило крещение Руси.

Конец X в. ознаменовался союзом просвещенного папы Сильвестра II и германского императора Оттона III, который хотел восстановить древнеримскую империю с центром в Риме, перенес туда столицу, отстроил великолепный дворец, ввел византийский церемониал, принял титул царя царей. Он получил блестящее образование, увлекался философией. Будучи мечтательным по натуре, он то собирался уйти в монастырь, то мечтал об освобождении Гроба Господня от сарацин. Но именно из-за своей мечтательности Оттон III не угадал, что в Риме неспокойно. В 1001 г. здесь вспыхнуло антигерманское восстание. Вместе с Сильвестром II он бежал от бунта и вскоре внезапно умер. Спустя некоторое время скончался и Сильвестр II. Есть основания полагать, что оба они были отравлены.

К этому времени предание относит и крещение Руси. По поводу образования русского государства и его христианизации существует множество точек зрения: от крайне норманнской до крайне антинорманнской, но истина находится где-то посередине. Опираясь на «Повесть временных лет», которую нельзя рассматривать как историческую хронику, а лишь как произведение литературы, можно все же утверждать, что варяги делали набеги на Царьград в 60-х и 70-х гг. IX в. Можно согласиться с тем, что варяги пытались укрепиться на территории Восточной Европы, но едва ли можно согласиться с утверждением, что главной своей задачей они ставили христианизацию местных племен и народов.

Летопись рассказывает о трех походах (точнее, набегах) варягов во главе с Аскольдом и Диром на Византию: в 860, 866 и 874 гг., причем только первый набег был удачным, поскольку был слишком неожиданным, а два других закончились поражением. В Новгороде к этому времени умер первый варяжский князь Рюрик, так и не решившийся совершить экспансию на юг. Власть перешла к Олегу, чья дружина в 885 г., заняв ряд городов, овладела Киевом и сделала его столицей государства.

Преданье гласит, что в результате победы над греками в 907 г. был подписан торговый договор, и что Олег, уходя, прибил к Золотым воротам Царьграда свой щит в знак торжества над греками. При этом подчеркивается, что победа была достигнута без пролития крови, за что Олег получил прозвище «Вещий», т.е. мудрый. Но мудрому человеку, тем более одержавшего блистательную победу над мощным противником, не пристало прибивать свой щит на воротах поверженного города. Что-то есть в этом мальчишеское и тщеславное. Победитель уходит якобы гордо, но щит можно прибить к воротам побежденного города из чувства злобной беспомощности. Утверждение же о том, что дружина Олега чуть было не поставила Византию на колени, – очень сильное преувеличение.

Тем не менее, русская Церковь этого периода как метрополия византийского патриарха зафиксирована в церковном уставе императоров Льва VI Мудрого и Константина VII Порфирогенета (Багрянородного). Лев VI вошел в историю как мудрый защитник Византии от болгар и сарацин (т.е. мусульман). Возникает вопрос: не является ли неожиданный набег «русских» варягов на Константинополь их точным расчетом, когда столицу было просто некому охранять, и опасности с этой стороны (не исключено, что и предательства) никто не ожидал? Мирный договор с варягами был письменно подтвержден в 911 г. Константином VII Багрянородным, но уже в 912 г. Олег умер якобы от укуса змеи, выползшей их черепа ранее любимого, но уже истлевшего коня.

 



 
PR-CY.ru