ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 11

В литературе Премудрости, характеризующей одну из линий развития религиозной мысли в межзаветный период, вопросам богослужения уделено мало внимания, в основном, затрагиваются вопросы повседневной этики. Эта литература ориентирована на общество, которое больше не осознаёт себя единой религиозной общиной. Всё, что связано с культом, упоминается лишь вскользь. Например, Екклесиаст говорит, что жертвы не влияют на судьбу человека (Еккл. 9:2), и предупреждает о том, чтобы обеты не давались необдуманно, и что человек всегда должен их исполнять (Еккл. 5:3–5; ср. Притч. 20:25). Неприязненное отношение к храмовому культу отражено в апокалиптической литературе (см. Апокалиптика). Священство и земной храм характеризуются в ней как осквернённые и ритуально нечистые (например, 1 Енох. 89:72–73). При этом на первый план выходит идея небесного Храма (Завет Левия. 17:10; ср.: Ис. 66:1; Прем. 9:8; Иез. 37:26), который в конце времён опустится на землю, и Бог будет постоянно пребывать в нём (1 Енох. 90:28–29). В открытой оппозиции находились ессеи, разработавшие отличные от ветхозаветного богослужения обрядовые формы, принципы ритуальной чистоты, календарь и т.д. Они ожидали прихода Мессии и верили, что рано или поздно овладеют иерусалимским храмом и установят в нём истинное с их точки зрения богослужение. Со II в. до н.э. в Палестине, а затем и в других странах Средиземноморья и Вавилонии отмечается рост синагог, после разрушения иерусалимского храма ставших главными центрами иудейского богослужения. Поскольку в новых условиях ввиду отсутствия храма и законного священства буквальное исполнение Закона стало невозможным, иудейскими раввинами была создана, по сути, новая религиозная система, лишь частично воспринявшая традиции ветхозаветного богослужения (см. Иудейское богослужение, Синагога). Земное служение Иисуса Христа стало исполнением закона и пророков (Мф. 5:17) и одновременно ознаменовало собой окончание ветхозаветного богослужения. Ветхозаветные жертвы были лишь «тенью будущих благ» (Евр. 10:1; ср.: Евр. 8:5; Кол. 2:17), в то время как в Крестной Жертве Христовой открылась вся полнота Божественной любви. Отныне храмовое богослужение заменяется поклонением Богу в Духе и истине (Ин. 4:23–24). При этом Спаситель участвовал в храмовых праздниках (Лк. 2:41; Ин. 2:13; 10:22), подобно пророкам, требовал соблюдать верность духу богослужения (Мф. 23:16–23), чтить святость храма (Мк. 11:17), для свидетельства о Своей миссии велел приносить жертвы по Закону Моисееву (Мф. 8:4; Мк. 1:44; Лк. 5:14; 17:14). В то же время Он ещё до Страстей предсказывал грядущий конец ветхозаветного богослужения (Ин. 4:21) и разрушение самого здания храма (Лк. 21:6; ср. Ин. 2:19–21).

 



 
PR-CY.ru