ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 10

На голову козла для Азазеля Аарон возлагал обе руки, «исповедуя над ним все грехи сынов Израилевых и все преступления их», тем самым, символически перелагая их на него (далее см. День очищения). Пурим, или день Мардохея, возник в эпоху вавилонского плена и связывался с событиями, описанными в Книге Есфири. Праздник Обновления храма (Ханукка) справлялся в память об очищении святилища от «мерзости запустения». Как и соблюдение субботы, обрезание (Суд. 14:3; 15:18; 1 Цар. 14:6; 17:26, 36; Быт. 34) стало особым символом Завета Бога с Авраамом (Быт. 17:11). Археологические данные свидетельствуют о распространении этого ритуала на Древнем Ближнем Востоке уже в период ветхозаветных патриархов, когда он был обрядом инициации, отмечавшим переход юноши во взрослую жизнь. В Ветхом Завете сказано, что он производился не над взрослыми, а над детьми (Быт. 17:10–11; ср.: Быт. 21:4; Лев. 12:3). С принятием обрезания ребёнок становился потомком Авраама. Так же как и соблюдение субботы, этот обряд не был связан с храмовым богослужением и приобрёл большое распространение в период плена. В богослужебной жизни Древнего Израиля большое значение имело противопоставление «чистого» и «нечистого» (Быт. 7:2–3, 8), пригодного для еды и жертв и непригодного или запрещённого для этих целей. Особо важное значение для израильского общества противопоставление приобрело в послепленный период (Втор. 14:3–4; Лев. 11). Разделение животных на чистых и нечистых основывалось на заповедях Божьих. В Лев. 12–15 содержатся правила, касающиеся чистоты, для рожениц, прокажённых, мёртвых и отношений между полами (см. Чистое и нечистое). Межзаветный период стал временем споров о правильном способе отправления храмового культа и лицах, которые должны его совершать. Рубежом в истории ветхозаветного богослужения явилось осквернение иерусалимского храма в 167 г. до н.э. Антиохом IV (2 Макк. 5:24–25). Хотя последовавший затем подъём движения сторонников законного первосвященства и традиционного культа (см. Хасидим) и так называемые «маккавейские войны» привели к восстановлению храмового богослужения (1 Макк. 4:36–61), иудейское общество оказалось расколотым на противоборствующие группы: религиозную элиту, представленную первосвященническими кланами и саддукеями; претендующие на духовную власть, но менее чётко оформленные группы последователей «учителей израильских» и фарисеев; сектантские (ессеи) и харизматические (последователи Иоанна Крестителя и др.) группировки и религиозно-политические движения (например, зилоты). Каждая группа так или иначе соотносила себя с традициями ветхозаветного богослужения и предлагала своё понимание закона и храмовых жертвоприношений.

 



 
PR-CY.ru