ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 12

Евангелисты отмечают, что после Его крестной смерти в храме разорвалась завеса (Мф. 27:31; Мк. 15:38; Лк. 23:45), что символизировало конец ветхозаветного богослужения и начало новой эры. Значение Жертвы Христовой в Новом Завете раскрывается с помощью образов ветхозаветного богослужения: Христос – пасхальный Агнец (1 Кор. 5:7), Жертва умилостивления (Ин. 1:29; 1 Ин. 2:2; Рим. 3:24–25), Жертва за грех (Рим. 8:3; 2 Кор. 5:21). Повествование о Тайной вечере связывает установление евхаристии не только с ветхозаветным праздником Пасхи (опресноков), но и с днём искупления и обрядами обновления Завета (например, Лк. 22:19–20; ср. Исх. 24). О роли Христа как Первосвященника, совершающего жертвоприношение и одновременно являющегося Жертвой, говорится в Послании к Евреям (Евр. 9:11, 12, 24). В раннехристианских источниках евхаристия характеризуется как жертвоприношение. Особенно детально ветхозаветное богослужение переосмысливается с христианской точки зрения в «Послании апостола Варнавы». Члены иерусалимской общины после сошествия на них Духа в день Пятидесятницы собрались в храме (Деян. 2:46; 5:42; в притворе Соломона – Деян. 3:11), куда они регулярно ходили для молитвы (Деян. 3:1). Ещё в самом начале апостольской проповеди многие священники обратились в новую веру (Деян. 6:7). Согласно Егезиппу, с храмом был тесно связан апостол Иаков, брат Господень, который имел право входить в святилище. По сообщению Иосифа Флавия, он был там и убит. Особое отношение к храму, по преданию, имела также Божья Матерь, воспитывавшаяся при храме (см. Введение во храм Пресвятой Богородицы). Писатели III в. отмечают связь (реальную или желаемую) церковного Предания с богослужением иерусалимского храма. Как полагают исследователи, к традициям ветхозаветного богослужения прямо или опосредованно восходит практика обращения во время молитвы к востоку (Иез. 8:16–18; Откр. 7), крестное знамение (Иез. 9:4), обряд возложения рук, священнические благословения, славословия, обрядовая сторона крещения, некоторые гимнографические тексты, структурные особенности важнейших христианских молитв и т.п. Однако прямая связь между тем или иным христианским обрядом или литургическим предметом (например, семисвечником) и похожим обрядом или предметом в ветхозаветном богослужении в большинстве случаев всё же отсутствует. После IV в. ветхозаветное богослужение стало для церкви источником идей и образов, находивших воплощение в литургическом творчестве и иконописи, и сходство между какой-либо церковной традицией и той, что описана в Ветхом Завете, чаще всего объясняется вторичным заимствованием.



 
PR-CY.ru