МЕША, Меса - Страница 3

Однако, учитывая характерное для надписи scriptio defectivа (отсутствие консонантного обозначения гласных),  слово в строке 8 вполне исследователи готовы перевести и как «его сыновья», тем более что оно в строке 7 употребляется параллельно к слову «дом», т.е. обозначению династии Амврия, к которой помимо Ахава принадлежали и два его сына, Охозия (около 853 – 852 гг. до н.э.) и Иорам. В этом случае сорок лет исследователи готовы понимать буквально и отнести обретение Моавом независимости от Израиля к последним годам царствования Иорама. Государственный же переворот в Израиле, возглавленный военачальником Ииуем, убийство Иорама и смена династии в Израиле около 841 г. не попадают в поле зрения царя Меши, так что этот год может исследователи готовы рассматривать в качестве terminus ante quem для создания надписи. Кроме того, как указывают исследователи, данная интерпретация может быть согласована с указанием 4 Цар. 1:1; 3:5, 7 о том, что Моав отложился от Израиля после смерти Ахава. В надписи сообщается о строительной активности Меши: он построил и укрепил Ваал-Меон, Ароер, Бет-Бамот, Бецер, Медеву, Бет-Дивлатен (Бет-Дивлафаим), заселил опустошённый им Атарот, «делал дороги через Арнон». Особое внимание Меша уделяет своему столичному городу – Дивону, где он, прежде всего, интенсивно укрепляет акрополь, возводит для бога Кемоша высоту и устраивает водоёмы, используя в качестве работников израильских пленников. Таким образом, Меша стал «царст[во]вать [над] сотней городов, которые прибавил к стране (своей)», значительно расширив исконную территорию, принадлежавшую моавитскому царю. Новые сведения для реконструкции 31-й строки были обнаружены в Тель-Дане во фрагменте арамейской надписи на стеле, палеографически датируемой серединой – второй половиной IX в. до н.э. Исследователи отмечают, что эта надпись представляет собой победную реляцию дамасского царя, вероятно, Хазаэла, в которой он сообщает об убиении «царя Израиля», скорее всего, Иорама, сына Ахава, а также «[ца]ря дома Давида» (это обозначение встречается в 1 Цар. 20:16, 2 Цар. 3:1, 6; 7:26 и т.д.); как полагают исследователи, Охозию, сына Иорама Иудейского. Использовав данные сведения, Андре Лемер предложил следующую вероятную реконструкцию этого отрывка стелы: «А в Хоронаиме обитал дом [Да]вида (но, как полагают исследователи, «Дом [Д]ауд[о]/[Д]од[о]»). Сказал мне Кемош: «Сойди, воюй с Хоронаимом». И я [сошёл и воевал с этим городом, и взял его. И вер]нул его Кемош во дни мои…». Исследователи полагают, что если приведённая реконструкция 31-й строки верна, то это означает, что Иудея (иудейская династия Давида) контролировала на определённом этапе район Хоронаима (моавитский Хауронен/Хоронен) в Моаве, а также объясняет стратегию кампании Иорама, сына Ахава, против этой страны, о которой повествуется в 4 Цар. 3:4–27.

 



 
PR-CY.ru