МЕША, Меса

МЕША, Меса – царь моавитский (4 Цар. 3:4–27; ср. также: 4 Цар. 1:1). Меша царствовал в Моаве в середине – третьей четверти IX в. до н.э. Помимо библейского текста информация о Меши содержится в тексте так называемой стелы (другое название: «камень», «обелиск», «надпись») Меши и, как полагают исследователи, в моавитской надписи из Эль-Карака, от которой сохранился фрагмент. Представленное в стеле имя Меша в 4 Цар. 3:4 согласовано как «Меша»; его точная этимология исследователям неясна. Исследователи полагают, что оно восходит к глаголу в каузативной породе хифиль («спасать», «избавлять») и может означать «спаситель»/«избавитель», что подразумевает его огласовку как «Мойша». Исследователи рассматривают это слово как существительное «спасение». На стеле Меши сохранилась первая часть теофорного имени отца Меша: Кемош (имя главного моавитского божества), вторая часть этого имени, как полагают исследователи, обнаруживается в надписи из Эль-Карака: «[Я – Меша, сын Ке]мош-йат(ти), царь Моава, д[ивонитянин]…». Согласно надписи на стеле, отец Меши правил Моавом 30 лет. Резиденция царя Меша располагалась в моавитском городе Дивон (ныне Дибан, Иордания) к северу от реки Арнон (ныне Эль-Мауджиб), на Моавитском плоскогорье, через которое пролегали важнейшие переднеазиатские торговые и военные пути – так называемая Царская дорога (исследователи полагают, что в этом же городе родился и Меша). Согласно 4 Цар. 3:4, Меша «был богат скотом (евр. букв. – «разводил скот») и присылал царю Израиля по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов». Но после смерти израильского царя Ахава «Моав восстал против Израиля» (4 Цар. 1:1; 3:5, 7). Второй сын Ахава Иорам (около 852 – 841 гг. до н.э.) при поддержке иудейского царя Иосафата (около 872 – 848 гг. до н.э.) и царя Эдома вторгся в Моав с юга, через Эдом, и с тяжёлыми боями дошёл до южной резиденции моавитских царей Кир-Харешета (Кир-Моав, вариант: Кир-Харесет; как полагают исследователи, современный Эль-Карак), в 28 км южнее реки Арнон, в 13 км восточнее Мёртвого моря, на «Царской дороге» (см.: 4 Цар. 3:9–25). Судя по библейскому повествованию, в подготовке этой кампании участвовал пророк Елисей. Попытка Меши прорвать осаду Кир-Харешета не удалась (4 Цар. 3:26). И тогда при явной угрозе военного поражения Меша решился на крайний в таких случаях шаг: «...Взял он сына своего, первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознёс его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах (в Месопотамском Талмуде: «И разгорелась ярость (у моавитян) против израильтян), и они отступили от него и возвратились в свою землю» (4 Цар. 3:27). Таким образом, в этом стихе лаконично сообщается о неудаче, постигшей израильско-иудейско-эдомитскую коалицию в войне с Мешой. Исследователи полагают, что если верна реконструкция фразы 31-й строки стелы: «В Хоронаиме обитал дом [Да]вида», т.е. Хоронаим контролировали иудейские цари, то это могло бы объяснить, во-первых, почему израильский царь Иорам обратился за помощью к иудейскому царю Иосафату, а во-вторых, почему коалиция решила атаковать Моав с юга (в союзе с Эдомом); у исследователей есть веские основания локализовать Хоронаим как место приблизительно в 12 км юго-западнее Кир-Харешета, так что этот район мог стать естественным плацдармом для наступления на север.

 



 
PR-CY.ru