МАНАССИЯ

МАНАССИЯ – старший сын ветхозаветного патриарха – праведного Иосифа, родоначальник одноимённого колена израильского. Был рождён в Египте от Асенефы, дочери египетского жреца Потифера. Нарекая имя своему первенцу, Иосиф объяснил его значение тем, что с рождением сына Бог дал ему «забыть все несчастья мои и весь дом отца моего» (Быт. 41:51). Согласно представленной в этих словах этимологии, еврейское имя Манассия по форме – регулярное причастие, в каузативной породе означающее «тот, кто заставляет забывать». На смертном одре патриарх Иаков усыновил своих внуков, детей Иосифа – Манассию и Ефрема, и уравнял их в правах со своими сыновьями (родоначальниками Израилевых колен), говоря: «Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои» (Быт. 48:5). Благословляя их, патриарх Иаков, в первую очередь, благословил младшего Ефрема, а не перворождённого Манассию, о котором он сказал, что «от него произойдёт народ, и он будет велик», тем самым пророчествуя о будущем могуществе и величии представителей этого колена (Быт. 48:19). Сцена потери Манассией своего первенства в предсмертном благословении Иакова напоминает рассказ о потере Исавом своего первородства (Быт. 27:1–28:5). В благословении пророка Моисея 12 племенам Израиля описательно прославляются представители колена Манассии и Ефрема в лице их отца Иосифа, чьим сыновьям обещано великое будущее: «...Крепость его, как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины» (Втор. 33:17). Историческое родство колен Ефрема и Манассии подчёркивается словосочетанием «земля Ефремова и Манассиина» (ср.: Втор. 34:2; 2 Пар. 30:10), которое обозначало весь центральный горный массив Палестины к западу от Иордана. Оба колена также представлены в Священном Писании как единое племя словами «дом Иосифа» (Нав. 17:17; 18:5; Суд. 1:22, 35; 2 Цар. 19:20; 3 Цар. 11:28; Ам. 5:6; Авд. 18, Зах. 10:6). Соперничество между двумя коленами нашло отражение в библейской традиции. Колено Манассии было одним из самых многочисленных: если через год после исхода из Египта взрослых мужчин, годных к войне, было 32,2 тыс. (Числ. 1:34), то уже к концу странствования по пустыне – 52,7 тыс. (Числ. 26:34), что превосходило по числу представителей колена Ефремова. Во время передвижения по пустыне колено Манассии располагалось станом к западу от скинии, рядом с коленами Ефрема и Вениамина. При длительных переходах эти три колена, как потомки Рахили, шли вместе следом за левитами, несущими Ковчег Завета (Числ. 2:18–24). Часть представителей колена Манассии вместе с коленами Рувима и Гада пересекла реку Иордан и поселилась на склонах гор Галаада – от реки Иавок к северу от Галилейского моря, получив во владение земли на восточной стороне Иордана ещё до завоевания Ханаана (Числ. 32:33, 39–42; Нав. 13:9–11). Колонизация Заиорданья Манассией происходила вместе с захватом представителями колена Ефремова этого же региона (Суд. 12:4; 2 Цар. 18:6).

 



 
PR-CY.ru