ЛЕВИЙ - Страница 2

Кроме того, «завещание Иакова» в окончательной форме не может считаться памятником древнееврейской народной поэзии в том же смысле, что песнь Деворы. Клаус Вестерманн считает, что в данном тексте фольклорный материал – отдельные племенные предания, передававшиеся в поэтической форме (К. Вестерманн называет их «племенными пророчествами»), был сведён воедино и дополнен позднейшим редактором, знакомым с традициями литературы премудрости. Редактор связывает две традиции: повествовательную (Быт. 34:25–30) и законодательную, предписывающую левитам жить в специально отведённых для них городах на территории других колен (ср.: Числ. 35:1–8). Согласно Быт. 49:5–7, потомки Левия будут рассеяны среди колен Израилевых в наказание за истребление жителей Сихема (город в этом тексте прямо не назван). Та же участь предрекается и потомкам Симеона, которые ассимилировались с коленом Иуды. Слова «в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя» исследователи считают переработкой топоса, хорошо известного из литературы премудрости (ср.: Пс. 1:1). Таким образом, сообщения о Левии в Ветхом Завете сводятся к двум преданиям (о наречении имени и о нападении на Сихем), и ни одно из них не содержит какого-либо указания на сакральную роль потомков Левия. Попытка восполнить данный пробел была предпринята в «Книге Юбилеев». Месть, совершённая Левием и Симеоном, описана здесь как религиозный подвиг, смысл которого остаётся актуальным для всех последующих поколений еврейского народа. Грех Сихема, согласно «Книге Юбилеев», распространяется на евреев, отдающих своих дочерей или сестёр замуж за язычников: «И пусть никогда не случится более в Израиле что-либо подобное тому, чтобы бесчестили израильскую девицу. И если муж в Израиле отдаст свою дочь или сестру какому-либо мужу от семени язычников, или отдал, то да умрёт он смертию, и его должно побить камнями, ибо он совершил грех и бесчестие Израилю. И жену должно сожечь огнём, ибо она осквернила имя дома своего отца, и она должна быть истреблена из Израиля. И да не обретётся мерзость и блуд во Израиле во все роды земли, ибо Израиль свят Господу». Поступок Левия не только оправдывается в «Книге Юбилеев», но и объявляется главной причиной избрания его потомков в качестве священного колена. Симеон при этом соответственно не упоминается. Подобная мысль выражена и в «Завещаниях двенадцати патриархов», однако акцент сделан не на ритуальной чистоте, а на мистике: Левий восходит до третьего неба и помимо прочих откровений получает указание отомстить Сихему.

 



 
PR-CY.ru