ЛЕВИЙ

ЛЕВИЙ – третий сын патриарха Иакова от его старшей жены Лии. В ветхозаветной традиции Левий считается предком левитов и священников (см. Колена Израилевы). Имя Левий употреблено в Ветхом Завете 58 раз, чаще всего – в перечнях и родословных списках (Быт. 35:23; 46:11; Исх. 1:2; 6:16; Числ. 16:1; 1 Пар. 2:1; 6:1, 16, 38, 43, 47), а также в выражениях «потомок Левия» (букв. – сын/дочь Левия; Исх. 2:1; 32:26, 28; Числ. 3:15, 17; 4:2; 16:7, 8, 10; 18:21; 26:59; Втор. 21:5; 31:9; Нав. 21:10; 3 Цар. 12:31; Иез. 40:46; Мал. 3:3; 1 Езд. 8:15, 18; Неем. 12:23; 1 Пар. 9:18; 23:24, 27; 24:20; ср.: 1 Пар. 23:6), «колено Левия» (Числ. 1:49; 3:6; 18:2). Несмотря на исключительную роль, которую левиты и священники играют в ветхозаветном повествовании и особенно в нормативных текстах Пятикнижия Моисеева, о Левии не сообщается преданий, как-либо связывающих его с ветхозаветным культом. Сведения о Левии сводятся к трём текстам. Согласно Быт. 29:34, Лия назвала сына Левием, надеясь, что её муж «прилепится» к ней, после того как она родила ему трёх сыновей. Исследователи полагают, что данная этимология вторична по отношению к Числ. 18:2, 4, где поставлены в соответствие те же слова: представители колена Левия будут находиться при Аароне. Согласно Быт. 34:25–31, Левий и его брат Симеон напали на город Сихем, «умертвили» в нём «весь мужеский пол» и разграбили его, отомстив за бесчестие, нанесённое их сестре Дине Сихемом, сыном местного правителя (Быт. 34:1–2). Поступок Левия и Симеона был осуждён патриархом Иаковом (Быт. 34:30). Данное предание получило отражение в составе так называемых благословений Иакова: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своём убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт. 49:5–7). Юлиус Велльгаузен рассматривал данный текст как отражение древнееврейского предания о гибели двух израильских племён в эпоху Судей. Соотнесение левитов с Левием, по мнению Ю. Велльгаузена, вторично и связано с тем, что имя легендарного патриарха совпало с названием культовых служителей. Слабым местом этой гипотезы, по мнению исследователей, остаётся отсутствие убедительной этимологии для слова Левий (это признавал и Ю. Велльгаузен).

 



 
PR-CY.ru