КИММЕРИЙЦЫ - Страница 8

Вскоре были предприняты новые нападения на Ассирию, но в ходе одного из этих походов царь Дугдамми умер от болезни (Страбон предполагал, что Дугдамме был побеждён и убит царём скифов Мадием; Ашшурбанипал утверждает, что Тугдамме победил бог Мардук), и киммерийцы отступили. Его наследник Сандакурру (Сандакшатра), также названный царём скифов-саков, упоминается как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала, но кочевникам больше не удалось восстановить своё могущество. Больше они не упоминаются в ассирийских документах. В осетинском нартовском эпосе киммерийцы упоминаются как гумиры, предшествовавшие нартам. У мужчин киммерийцев из раскопок у села Глиное обнаружены Y-хромосомные гаплогруппы, также у представителей черногоровской культуры определены митохондриальные гаплогруппы. У киммерийцев был обнаружен восточноазиатский аутосомный сигнал, определены митохондриальные гаплогруппы. Более масштабные генетические исследования показывают смешанное происхождение киммерийцев, характерное для кочевых народов, на их происхождение больше повлияла карасукская культура, чем срубная. Они не были однородным народом, в их геноме прослеживается влияние народов бронзового века Южного Урала, а также Центральной Азии и Дальнего Востока. Чаще всего на киммерийских вещах исследователи встречают фигуру в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырёхлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформлялись круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Значку могло придаваться и значение оберегов. Следующую серию составляют круглые бляшки с вписанным прямым равноконечным или чаще мальтийским крестом. В настоящее время все сведения о киммерийском языке являются весьма гипотетическими в связи с тем, что от их языка сохранилось всего несколько имён собственных в ассирийской транскрипции, а также название самого народа. С точки зрения Игоря Михайловича Дьяконова, имя киммерийского царя Сандакшатру абсолютно аналогично иранскому «Артаксеркс» и может быть интерпретировано как «власть бога Сандона» (лувийское божество). Аналогичным образом венгерский лингвист Янош Харматта приводил древнеиранские истоки имени Теушпа. Это предполагает индоиранскую принадлежность киммерийцев. Существует предположение, что киммерийцы – ираноязычный народ. Также существует версия, что киммерийцы были близки фракийцам. По Леманну-Гаупту, язык киммерийцев мог быть «потерянным звеном» между фракийским и иранским языком. Георг Хольцер выдвинул гипотезу существования отдельной индоевропейской ветви, которую он отождествил с киммерийцами. На основании изобразительного искусства соседних народов исследователи восстанавливают одежду киммерийцев. Они носили кожаные куртки, штаны, сапоги и островерхие шапки. В цикле повестей о Харборийской Эре писателя Роберта Ирвина Говарда фигурирует Конан, вымышленный воин-варвар из Киммерии. В дальнейшем – персонаж книг, комиксов, кинофильмов и компьютерных игр, один из наиболее популярных фантастических персонажей XX в. Впрочем, «Киммерия» Р.И. Говарда имеет мало общего с исторической Киммерией и списана, скорее, с древнегерманских племён.



 
PR-CY.ru