КЮНЕН Авраам - Страница 3

Религия Израиля, согласно Аврааму Кюнену развивается от синкретизма к этическому монотеизму пророков VIII в. (Амос, Осия, автор Зах. 9–11, Исаия, Михей) и затем к «яхвизму Закона» послепленной эпохи. Это развитие понимается в гегелевском духе: от простого к сложному, от примитивных форм религии к более сложным; прослеживается идея прогресса. В книге «Религия Израиля...» исследователи обнаруживают принципиальные моменты, которые стали известны широкой аудитории из работ Юлиуса Велльгаузена, а не Авраама Кюнена: особая роль пророков с их «этическим монотеизмом», а также эволюционистское представление о развитии религии Израиля от простого к сложному в духе Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Исследователи обнаруживают как структурные, так и содержательные параллели между «Религией Израиля...» Авраама Кюнена и «Введением в историю Израиля» (1883 г.) Юлиуса Велльгаузена. По словам Дж. Лоудера, обе книги фактически посвящены одному предмету: «Кюнен называет свою работу описанием религии, но она полна исторических рассуждений общего характера. Велльгаузен называет свою книгу «историей», но по большей части это история культа и религии». Книга «Пророки и пророчество в Израиле» (1875 г.) исследователи считают одной из самых полемически настроенных работ Авраама Кюнена. Автор полемизировал с представителями консервативных кругов, т.е. с супранатуралистами, которые рассматривают пророческие книги, прежде всего, как предсказания о Христе. Пророки в интерпретации Авраама Кюнена не обладают сверхъестественным знанием, пророчество – чисто человеческий феномен. Он отрицает традиционное представление о пророках как о предсказателях будущего. Суть провозвестия пророков заключается не в предсказании будущего, а в проповеди «этического монотеизма». Понятие «этический монотеизм» применялось и до Авраама Кюнена, преимущественно по отношению к христианству. Но именно Авраам Кюнен впервые связал это понятие с проповедью пророков Древнего Израиля, действовавших в VIII в. до н.э. В 1882 г. Авраам Кюнен был приглашён в Оксфорд для чтения лекций по истории религий. Вскоре после чтения этих лекций были опубликованы их голландское и английское издания (1882 г.). Главная тема лекций – взаимоотношения между христианством и религией Древнего Израиля. В них также дан очерк ислама и буддизма. В целом эти лекции носят апологетический характер. Последние годы жизни Авраам Кюнен посвятил подготовке второго издания «Историко-критического исследования…» (1885–1893 гг.), в котором наиболее полно представлены основные положения библейской критики Ветхого Завета, высказанные Авраамом Кюненом в более ранних работах. Немецкий перевод этого труда оказал большое влияние на развитие теории источников. Именно во втором издании Авраам Кюнен предложил обозначать жреческий источник сиглой «P» (от нем. «Priestercodex», т.е. от термина, использовавшегося Юлиусом Велльгаузеном); Юлиус Велльгаузен обозначал этот источник сиглой «Q» (от лат. «quattuor», поскольку основу этого источника, по его мнению, составляют четыре договора).



 
PR-CY.ru