КЮНЕН Авраам

КЮНЕН Авраам (Абрахам; 1828–1891 гг.) – нидерландский библеист. Родился в семье потомственных аптекарей. Изучал теологию и востоковедение в Лейденском университете. В студенческие годы испытал сильное влияние идей теолога и философа Иоганна Генриха Шольтена (1811–1885 гг.), одного из идеологов движения модернизма в Нидерландской реформатской церкви. В 1851 г. Авраам Кюнен получил степень доктора после защиты диссертации, посвящённой изданию фрагмента арабского перевода самаритянского текста книги «Бытие» («Specimen theologicum continens Geneseos libri capita trigenta quatuor priora ex Arabica Pentateuchi Samaritani versione nunc primum edita cum prolegomenis»). В 1851–1855 гг. Авраам Кюнен занимал должность куратора коллекции восточных рукописей Лейденского университета. В 1852 г. назначен экстраординарным профессором теологии. После получения почётной степени доктора на факультете искусств 12 марта 1853 г. Авраам Кюнен произнёс «Речь о том, что точное знание иудейских древностей чрезвычайно важно для христианского теолога». В этой речи он неблагосклонно высказался о библеистах радикальных взглядов Вильгельма Фатке и Петера фон Болене, однако подчеркнул, что оценка их вклада не отменяет ценности библейской критики как таковой («злоупотребление не отменяет употребления»). Впоследствии отношение Авраама Кюнена к критической библеистике, и в частности, к взглядам Вильгельма Фатке, сильно изменилось. В 1855 г. Авраам Кюнен был назначен ординарным профессором теологии, преподавал экзегезу книг Нового Завета и ветхозаветную историю, а после 1859 г. – этику. В 1861–1865 гг. вышло трёхтомное «Историко-критическое исследование о происхождении и собирании книг Ветхого Завета» («Historisch-kritisch onderzoek naar het antstaan en de verzameling van de boeken des Ouden Verbonds»). Исследователи отмечают, что, по сути, эта работа написана в жанре исагогики, понятой в духе новейших для своего времени историко-критических исследований Ветхого Завета. В середине XIX в. уже был поставлен вопрос о необходимости выстраивать «Введение в Ветхий Завет» не по канону (аналитически), а как историю литературы – по периодам (синтетически). Авраам Кюнен выбрал «аналитический» метод, т.к. считал, что синтетически писать историю литературы Ветхого Завета можно, только уже проделав всю критическую работу. В контексте истории библейской критики современной Аврааму Кюнену эпохи наиболее актуальным был вопрос о происхождении «Шестикнижия» («Пятикнижия» и «Книги Иисуса Навина»). Авраам Кюнен принимал в целом положения Генриха Георга Августа Эвальда о том, что основу, или рамку, текста «Шестикнижия» составляет «Основной документ» («Grundschrift»), или «Книга Происхождений», написанная при Соломоне и дополненная в пророческую эпоху, она содержит древний материал, который восходит к эпохе Моисея. Следуя Герману Гупфельду (1796–1866 гг.), Авраам Кюнен признавал существование «младшего» «Элохиста» (о названиях источников «Пятикнижия» и теориях его формирования см. Библеистика, Пятикнижие).

 



 
PR-CY.ru