КЮНЕН Авраам - Страница 2

Авраам Кюнен считал, что «Пятикнижие» было известно уже в эпоху Иезекииля. Он не поддерживал гипотезу дополнений (Ergänzungshypothese): «Яхвист» не дополнял «Элохиста», напротив, «Яхвист» – это самостоятельное произведение и отдельный источник. Таким образом, Авраам Кюнен отходил от гипотезы дополнений и фактически поддерживал гипотезу источников (Urkundenhypothese), выдвинутую впервые Жаном Астрюком (1684–1766 гг.). Окончательный вид «Пятикнижию» придал не девтерономист, а некий автор из числа священников Иерусалимского храма. В перспективе наиболее важными были следующие два положения: вслед за Джоном Уильямом Коленсо (1814–1883 гг.) Авраам Кюнен утверждал, что повествования и генеалогии «Основного документа» не выглядят историчными, т.е. они поздние; под влиянием Х. Оорта и Й.Ф.Л. Георге Авраам Кюнен признавал значительную постдевтерономическую переработку законов книги «Левит». В 1866 г. Карл Генрих Граф (1815–1869 гг.) опубликовал монографию «Исторические книги Ветхого Завета», в которой предлагал датировать законы «Основного документа» (впоследствии названные «жреческими») послепленной эпохой, а повествования этого же источника – по-прежнему эпохой Соломона. Авраам Кюнен в письме Карлу Генриху Графу от 4 сентября 1866 г. поддержал его гипотезу, но подчеркнул, что повествование и законы «Основного документа» должны быть соединены вместе и соответственно датированы после девтерономиста, а именно – эпохой изгнания. Свидетельством этого несохранившегося письма Авраама Кюнена Карлу Генриху Графу исследователи называют ответное письмо Карла Генриха Графа – 12 ноября 1866 г., опубликованное самим Авраамом Кюненом в 1886 г., в котором Карл Генрих Граф соглашается с критикой Авраама Кюнена. Эта переписка имеет решающее значение для истории так называемой гипотезы Графа-Велльгаузена, в рамках которой послепленная датировка источника «P» («Священного кодекса») является одним из важнейших положений. Наиболее известной и авторитетной работой, обосновывающей это положение, стала книга Юлиуса Велльгаузена (1844–1918 гг.) «Композиция Шестикнижия» (журнальный вариант 1876/1877 гг.). Однако оно было высказано уже в переписке Авраама Кюнена с Карлом Генрихом Графом, а также в книге Авраама Кюнена «Религия Израиля до заката еврейского государства» (1869–1870 гг.). Таким образом, исследователи полагают, что известная гипотеза происхождения «Шестикнижия» должна называться либо «гипотезой Кюнена» (Дж. Лоудер), либо «гипотезой Рейсса-Графа-Кюнена-Велльгаузена» (У. Беккер). Эта книга Авраама Кюнена («De godsdienst van Israël tot den ondergang van den Joodschen staat». 1869–1870 гг.) свидетельствовала о значительной эволюции взглядов автора. Исследователи отмечают, что в отличие от книги «Историко-критическое исследование…» с её в целом традиционной структурой новая книга построена очень необычно: изложение начинается не с самой ранней эпохи истории Израиля, а с эпохи пророков VIII в. до н.э. – с наиболее ясно датируемого корпуса текстов внутри Ветхого Завета; затем изложено то, что этой эпохе предшествовало, и то, что было после неё.

 



 
PR-CY.ru