ЭБЛА, Ибла - Страница 4

Раскопки Эблы обнаружили остатки ступенчатой башни – зиккурата, по которой царь Эблы спускался из своего дворца, совершая торжественные выходы. Анализ зиккурата показал, что он был сооружён около 4400 лет назад из необожжённого кирпича. Высота зиккурата примерно шесть м. Были найдены также богатые золотые украшения, которые могли принадлежать царской семье. Были также найдены останки царского дворца, относящиеся к III тыс. до н.э., и несколько храмов и монументальных ворот, относящихся ко II тыс. до н.э. В нём было обнаружено большое количество лазурита (ляпис лазурь) из Афганистана, вазы и чаши из Египта. Это подтверждает, что город Эбла имел важнейшее значение в торговой сети древнего Востока. В 1975 г. археологи обнаружили колоссальный царский архив Эблы, датируемый III тыс. до н.э. В течение последующих десяти лет учёные извлекли на свет около 20 тыс. глиняных табличек и их фрагментов. Архив представлял собой множество клинописных табличек на эблаитском и шумерском языках. В них описаны детские школьные упражнения, первое известное в истории сообщение об оливках, сведения об экономике Эблы, администрации города, поэмы, религиозные гимны и многое другое. Подавляющее большинство (около 80% документов) представляют собой экономическо-административную документацию, связанную с земледелием, животноводством, текстильным производством, покупкой и продажей драгоценных металлов и леса, уплатой налогов, жертвоприношениями, поставкой продовольствия к царскому двору и т.д. Сейчас большинство этих многочисленных табличек находятся в музее Алеппо и Национальном Музее Дамаска. Есть также некоторые международные договоры, важнейшим из которых является торговый договор между Эблой и Ашшуром. Заметное место занимают царские указы, послания, а также лексические тексты – списки слов, почти исключительно существительных, сгруппированных по нескольким критериям (топонимы, имена, названия профессий, зверей, рыб, птиц, употребляемые термины), перечни иероглифов, таблицы грамматических форм и даже шумерско-эблаитские словари и тому подобное. Литературных произведений очень мало; среди них преимущественно заклинания и гимны. В религиозно-мифологических текстах упоминаются около пятисот имён различных божеств, свидетельствуя о синкретизме шумерских, аккадских и западно-семитских божеств. Главный бог Эблы выступал под именами «Дагана Туттальского», «Дагана Сивадского» и «Дагана Ханаанского». Появление слова «Ханаан» ясно подтверждает древнее происхождение этого названия, а также подтверждает правильность гипотезы, согласно которой этническое обозначение «ханаанеи» гораздо старше, чем обычно считалось. В одном из текстов говорилось, что население этого города-государства составляло 260 тыс. человек, причём 22 тыс. жили непосредственно в городе. Раскопки подтвердили, что в эпоху расцвета, в XXV в. до н.э., стены города могли вмещать до 30 тыс. жителей. Другая таблица отмечает, что царь Эблы владел огромным полем с оливковыми деревьями, размер которого составлял около трёх с половиной тыс. акров. Раскопки Эблы и в особенности открытие её архива заставило исследователей пересмотреть представления о заре ближневосточных цивилизаций. Долгое время считалось, что в III–II тыс. до н.э. Сирия и Палестина, населённые преимущественно кочевниками, отставали в развитии от высоких цивилизаций Месопотамии и Египта. Однако на примере Эблы исследователи видят, что в этом регионе существовали высокоразвитые города-государства.



 
PR-CY.ru