ИУДЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 3

Тем самым душа подготавливается к вечной жизни с Богом, которая, по представлению Маймонида, будет полна блаженства познания. Полное познание Бога возможно и непосредственно связано с познанием его милости и справедливости, что ведет человека к моральному совершенству. Пророческий дар может быть от рождения свойствен определенным людям, но даже они могут быть лишены его, если не будут угодны Богу. Рационализм Маймонида приводит его к скептическому отношению к чудесам. Он не отрицает их возможность, но полагает, что вера должна основываться на внутренне присущей истине, а не на чудесных явлениях, которые могут оказаться обманчивыми. Все упоминания об ангелах и демонах в Торе и Талмуде он полагает метафорическими сказаниями, так же как и описания будущего царства Мессии. По его представлениям, блаженство рая – это подлинное единение с Богом, а муки ада – это отчуждение от него. Маймонид сформулировал 13 принципов веры иудаизма, вошедших позднее в иудейские молитвенники. Критиками взглядов Маймонида были другие иудейские философы, в частности Крескас из христианской Испании (1340–1410 гг.), полагавший главным атрибутом Божественной воли любовь, а Творение – средством излучения этой любви в мир. Последним из философов, посвятивших свое творчество защите принципов иудаизма перед христианской церковью, может считаться ученик Крекаса Альбо Иосиф (1380–1444 гг.). Строго говоря, история иудейской философии завершается ставшим свидетелем изгнания иудеев из Испании в 1492 г. – И. Абрабанелем (1437–1508 гг.), утверждавшим уже ту концепцию, что вся Тора божественна и нет оснований отличать одну группу ее идей и представлений от другой. В дальнейшем в иудаизме возобладали старые представления раввинов, которые рассматривали философский подход к изучению Торы и Талмуда как чистую ересь. В Новое время, начиная с Бенедикта Спинозы (1632–1672 гг.), появляются философы еврейского происхождения, находящиеся под влиянием иудейского наследия. Большинство из них уже рассматривали иудаизм не как Слово Божье, но как творение человеческой мысли, развившееся в ходе истории. В философском отношении они следовали направлениям западной философии. У мыслителей иудаизма XX в. разрабатывались в основном социально-этические проблемы.



 
PR-CY.ru