ИУДЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - Страница 2

В качестве другого видного представителя иудейской философии в мусульманской Испании можно указать поэта и мыслителя Иегуду Галеви (1085–1140 гг.). В книге «Кузари» он стремился методами рационализма доказать превосходство иудаизма над христианством и исламом. Книга построена в виде диалога иудейского мудреца с царем Хазарии. Галеви разграничивает требования философии и требования Откровения. По его утверждению, взаимосвязи между Богом и человеком можно достичь только посредством личного просветления и Откровения. Однако в иудаизме не один человек был свидетелем явления божественного явления и дарования Торы на Синае, но весь народ. Поэтому не может быть речи о самообмане. В связи с этим и Тора, и Святая земля могут служить каналами, проводящими духовную энергию божественного начала. Он также полагал, что назначение приверженцев иудаизма – общечеловеческое, и в будущем царстве Мессии все народы достигнут того уровня совершенства, которым потенциально обладает народ сынов Израиля. Младший современник Галеви, Авраам ибн Эзра (1092–1167 гг.) прославился как поэт, переводчик, ученый и комментатор Торы, а также как неутомимый путешественник. Несмотря на искреннюю веру, он в очень осторожной форме выражает начала библейской критики и первым замечает, что Пятикнижие не могло быть написано Моисеем. В творчестве Моисея Маймонида (1134–1204 гг.) иудейская философия достигла своей вершины. Его философские взгляды изложены в объемном труде «Путеводитель растерянных». Питая глубочайшее уважение к Аристотелю, он в своей философии стремился найти обоснование иудейской религиозной традиции. Для согласования идей Аристотеля и иудейской традиции Маймонид также прибегает к аллегорическому истолкованию текста Священного Писания. Однако он полагал несовершенным человеческий разум, который пригоден только для решения проблем неглавного характера; в наиболее важных вопросах последнее слово должно оставаться за Откровением. Маймонид признает вечное существование мира, полагая важным только то, что мир создан свободной Божественной волей. Бога он рассматривает одновременно и как Перводвигатель, и как Первопричину. Бог представляет собой бесконечное, бесплотное, единое, вечное и исключительно первичное начало. В соответствии с такой концепцией, Маймонид много внимания уделяет метафизическому истолкованию антропоморфных (человекоподобных) образов и выражений, встречающихся в Священном Писании. Он отстаивает высшую духовную идею Бога, а всякое приписывание ему каких-либо положительных свойств он полагает идолопоклонством. Сущность Бога, по мнению Маймонида, выходит за пределы человеческого понимания. Правильные отношения с Богом – это его познание. Оно заключается в стремлении человека овладеть всеми (и реальными, и метафизическими) науками.

 



 
PR-CY.ru