ИУДЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ИУДЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – истолкование основных принципов и положений иудаизма с помощью понятий философии и стремление добиться их философского обоснования. Иудейская философия возникла и развивалась под влиянием культуры и философской мысли окружающих иудеев народов эллинистического, мусульманского и христианского миров. Первоначальный период ее относится к эллинистическому (II в. до н.э. – I в. н.э.). Виднейшим представителем этого периода развития иудейской философии был Филон Александрийский. В своих сочинениях на греческом языке он старался найти в Священном Писании подтверждения философских идей эллинов, прежде всего Платона. С этой целью он прибегает к аллегорическому толкованию событий, упоминаемых в Торе. Важнейшей идеей, высказанной Филоном, является учение о Логосе. Для него Бог – это абстрактное понятие без каких-либо атрибутов, в то время как Логос – это своего рода «второй Бог», посредник между Богом и человеком, который и является инструментом творения и Откровения в мире. Хотя Филон был ревностным приверженцем и защитником иудаизма, его идеи глубоко противоречили представлениям иудеев о монотеизме (единобожии) и живом Боге. Поэтому они не были популярны среди приверженцев иудаизма, однако оказали заметное влияние на творчество Отцов христианской церкви. Новый импульс иудейская философия получила только в X в., в период культурного возрождения в арабо-мусульманском мире. Большинство трудов иудейских философов того периода написано на арабском и еврейско-арабском языках под влиянием мусульманской философской мысли, которая, в свою очередь, опиралась на переводы эллинистических мыслителей. Выдающимся представителем иудейской философии этого периода является уроженец Египта, творивший в Багдадском халифате, Саадия Бен Иосиф (892–942 гг.), который не видит противоречия между Откровением и разумом, поскольку оба восходят к одному Божественному источнику. Но Откровение является более быстрым способом постижения Божественной истины. Самым убедительным доводом в пользу бытия Бога он полагает акт творения мира из ничего. При этом философ признает действенность и объективность законов природы. Человек – венец творения, и для достижения полного совершенства Бог создал Тору, которая вечна, как и ее приверженцы-иудеи. Для выполнения законов Торы человек наделен свободой выбора между добром и злом. Душа бессмертна и воссоединится с телом после воскресения мертвых. Однако переселение душ, особенно в тела животных, отрицается, как противоречащее разуму. Другим видным представителем иудейской философии является уроженец мусульманской Испании Ибн Гебироль (около 1021–1051 гг.), поэт и автор книги «Мекор Хаим» («Источник жизни»). В ней он оригинально разрабатывает идею неоплатонизма об эманации. Согласно его теории, Божественная воля является посредником между Богом и эманацией, а материя является одной из первых стадий Божественной эманации, причем она – начало не телесное, а духовное. Телесность возникает по мере удаления ее от источника. Подчеркивается, что форм телесности множество, но материя едина. Первичным и вечным источником всей реальности является Бог, создающий, в соответствии со своей волей, мировую душу. Из этой мировой души рождаются все чистые духовные явления и телесные вещества. Идея воли Бога защищает учение Торы о творении и тот принцип, что процесс мирового развития является результатом целесообразной деятельности Божества. Книга Ибн Гебироля, рано переведенная на латинский язык, оказала большое влияние на средневековых христианских философов.

 



 
PR-CY.ru