ИУДА - Страница 7

В Новом Завете Иуда является родоначальником колена, к которому принадлежит Спаситель по плоти: «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина...» (Евр. 7:14). Он упомянут в родословии Иисуса Христа (Мф. 1:2–3), где прямым потомком Иуды и иудейских царей является Иосиф Обручник. В Откр. 5:5 Спаситель именуется «лев от колена Иудина», этот образ восходит к благословению Иакова (Быт. 49:9). В Откр. 7:5 колено Иуды открывает список запечатлённых печатью спасённых праведников Ветхого Завета, что также указывает на его особую роль как предка Мессии среди остальных колен, а упоминание омытых кровью Агнца одежд мучеников в Откр. 7:14 содержит аллюзию на представленные в благословении колена Иуды омытые в вине одежды (Быт. 49:11). В экзегезе древней церкви основное внимание было уделено прообразовательному истолкованию образа Иуды, в то время как нравственно-этическое рассмотрение поступков его жизни отошло на второй план. Иустин Философ и вслед за ним другие авторы считали имя Иуда одним из имён Христа в Ветхом Завете. Отдельные поступки из жизни Иуды получают двойственное толкование. В истории с Фамарью при безусловном осуждении её поведения наряду с поступком Иуды в трудах древних экзегетов прослеживалась тенденция оправдать её, усмотрев в поведении этой язычницы стремление стать причастной к избранному народу и его учению, что промыслительно предуказывало на дальнейшее спасение язычников во Христе. Связь Иуды с Фамарью была «частью Божественного домостроительства», и таким образом промыслительно от рождённых ею детей ведёт род Христос. В этой связи примечательно, что трудное для истолкования словосочетание «грех Иуды» из Иер. 17:1 отсутствовало в переводе Септуагинты (LXX). Многие св. отцы в продаже братьями Иосифа по настоянию Иуды за «двадцать сребреников» (Быт. 37:26–28) видели прообразовательное указание на Иуду Искариота, но при этом отмечается мудрое решение Иуды – ведь он «меньшим злом предотвратил большее», т.е. спас своего брата от смерти. Наибольшее внимание в трудах древнехристианских экзегетов было уделено истолкованию образа Иуды в благословении Иакова (Быт. 49), все основные элементы которого получили христологическую интерпретацию. Слова о восхвалении Иуды его братьями указывают на прославление Спасителя Его апостолами, которых Он назвал братьями. Слова Быт. 49:9а в переводе Септуагинты (LXX): «Детёныш льва, из ростка, сын мой, поднялся», по мнению отцов, прообразовательно говорят о рождении Христа по плоти от Девы Марии, слова «возлегши, ты уснул как лев и как львёнок, кто разбудит его?» (Быт. 49:96) указывают на пребывание Спасителя во гробе и на Его воскресение. Слова Быт. 49:11 предызображают вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим (Мф. 21:2–7; ср.: Зах. 9:9); при этом ослёнок является символом язычников, т.е. нового, молодого народа, рождённого во Христе, а ослица символизирует народ израильский, который несёт возложенный на него пророками закон. Вино (Быт. 49:11) знаменует собой кровь Христову, которая очищает от грехов верующих в Него, а омытая в вине одежда – душу верующих, соединяющихся со Спасителем в таинствах крещения и евхаристии. Согласно Андрею Критскому, имя колена Иуды в Апокалипсисе (Откр. 3:8) означает «исповедание» и указывает на тех, которые спасаются исповеданием Христа.



 
PR-CY.ru