ИУДА - Страница 3

Распространённое понимание «доколе он не придёт в Шило (т.е. в город Силом)» не требует эмендации, однако для исследователей неубедительно по содержательным причинам. Иуда в благословении Моисея (Втор. 33:7) играет значительно меньшую роль, чем в благословении Иакова: подчёркивается наличие у племени Иуды сильных врагов; слова «услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его», по мнению исследователей, указывают на разделение между племенем Иуды и Израилем (т.е. союзом северных племён). В Быт. 38 рассказывается, что Иуда взял в жёны дочь некоего хананеянина по имени Шуа, которая родила ему трёх сыновей: Ира, Онана и Шелу. В жёны своему первенцу Иру Иуда взял Фамарь, но Ир был «неугоден пред очами Господа» (Быт. 38:7), и Господь умертвил его. Иуда поступает согласно обычаю так называемого левиратного брака (Втор. 25:5–10; см. ст. Левират), по которому Иуда велит Онану жить с вдовой покойного старшего брата, с тем чтобы ребёнок, рождённый от этого союза, считался ребёнком Ира. Но Онан, зная, что ребёнок, рождённый Фамарью, не будет считаться его ребёнком, всякий раз, когда ложился с ней, изливал семя на землю, чтобы не зачинать детей для брата. Такое поведение было неугодно Господу, поэтому Он умертвил и Онана. Связывая смерть двух старших сыновей с Фамарью и боясь за жизнь последнего сына, Иуда вопреки обычаю левиратного брака не спешит отдать Фамарь в жёны Шеле. Тогда Фамарь, чтобы не остаться бездетной, решила выдать себя за блудницу: она «покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну» (Быт. 38:14). Встретив Фамарь, Иуда вступает с ней в связь, пообещав прислать ей в качестве платы козлёнка, а в залог оставляет личные вещи: печать на шнурке и посох. Когда открылось, что Фамарь беременна, Иуда велит сжечь заживо соблудившую невестку, но она предъявляет ему печать на шнурке и посох (в синодальном переводе «печать, перевязь, и трость» – Быт. 38:18) со словами: «Узнавай». Иуда признал, что правда на стороне Фамари: она была вынуждена так поступить, поскольку он не дал её в жёны Шеле (Быт. 38:26). Фамарь олицетворяет собой характерный для древнееврейского повествования образ решительной женщины, которая, ради того чтобы не остаться бездетной, готова на предосудительное поведение (ср. поведение дочерей Лота в Быт. 19:31–38 или Руфи в книге «Руфь»). Рассказ об Иуде и о Фамари в книге «Бытие» вставлен в повествование об Иосифе, и между этими текстами есть смысловая перекличка. Чтобы объяснить отцу исчезновение проданного в рабство Иосифа, братья взяли рубаху Иосифа, зарезали козла, испачкали рубаху кровью козла и предъявили её отцу, Иакову, со словами: «посмотри (букв. – «узнавай»), сына ли твоего эта одежда, или нет» (Быт. 37:32). Иаков поверил, что Иосифа загрыз хищный зверь. Эта связь между двумя историями была отмечена в еврейском мидраше: «Святой Благословенный сказал Иуде: “Ты обманул своего отца посредством козлёнка. Клянусь твоей жизнью, Фамарь обманет тебя посредством козлёнка”… Святой Благословенный сказал Иуде: “Ты сказал своему отцу… Клянусь твоей жизнью, Фамарь скажет тебе… “».

 



 
PR-CY.ru