ДЕВОРА - Страница 3

Однако во второй части встречаются различные описания действующих героев: в ситуации до сражения за освобождение (стихи 6–8); в приглашении двух героев (стих 12); в описании сосредоточения племён перед войной (стихи 14–18) с восхвалениями тех, кто приняли участие в сражении, и упреками в адрес тех, кто по той или иной причине решили от участия воздержаться; в описании битвы (стихи 19–22). Бог Израиля, кроме стихов 11, 13 и 23, практически не упоминается; субъекты действий – планеты и звёзды в стихе 20 и «Ангел» Яхве в стихе 23. В заключение имеются две истории, связанные с Сисарой: о бегстве и его убийстве (стихи 24–27), об ожидании его матерью (стихи 28–30). Поскольку в стихах 2–5 и 9–12 описано действие, которое кажется мало связанным с основным, то стих 31 должен соединить эти части. Это разделение песни на две части, по мнению исследователей, – результат богословского редактирования текста с целью смещения акцента с воспевания воинов Израиля или их командиров на восхваление Яхве, ведущего Израиль в священной войне (стих 11). Редакторам, несмотря на различие мотивов в двух частях, удалось соединить их, потому что обе они написаны в едином стиле и используют один и тот же комплекс понятий. Литературный жанр песни – героическая поэма с литургическими элементами (стихи 2–5, 9–11, 31), её задача – вызвать чувства признательности тем племенам, которые отозвались на призыв, и осуждения в отношении тех, которые остались дома. По А. Вайзеру, песнь должна была входить в ритуал культа всего племенного союза, а О. Бенцен и В. Байерлин полагают, что, скорее всего, она была частью праздника возобновления завета. По теории А. Мейза, битву следует датировать немногим ранее сражений, описанных в 1 Цар. 4: филистимляне намеревались напасть на Израиль вскоре после своего поражения в долине Изреельской (около 1500 г. до н.э.). Но ситуация исследователям кажется более сложной: непонятно, какие племена или группы приняли участие в сражении. 1 Цар. 4 говорит о Неффалиме и Завулоне, но их топография указана сбивчиво, а в пятой главе (по масоретскому тексту) сообщается о десяти племенах, среди которых Завулон назван дважды – в стихах 14 и 18. Левий, Симеон, Иуда и такие южные группы, как Халев и др., не упоминаются вовсе. Из этих племён пять или шесть принимали активное участие в битве, четыре племени остались в стороне, хотя они были приглашены, но у них не было прямых интересов, связанных со сражением, потому что они либо обитали в Заиорданье (Рувим и Галаад), либо жили на границах этой территории (Асир на северо-западе и Дан). Из текста следует, что битва велась за контроль над путём через долину Изреельскую. Пользоваться им было невозможно, пока этот регион находился под властью городов, которые, согласно Суд. 1:27, Израиль завоевать не смог. Большинство учёных полагают, что имя Сисара связано с «Людьми моря», а это позволяет предположить, что врагом Израиля была коалиция хананеев и филистимлян.



 
PR-CY.ru