ДЕВОРА

ДЕВОРА – жена Лапидофова, пророчица и одна из израильских судей, т.е. предводителей израильских колен эпохи Судей (XIII–XI вв. до н.э.). В соответствии с Книгой Судей Израилевых (Суд. 4 и 5) Девора, единственная женщина-судья, стоит четвёртой в ряду израильских судей. Она осуществляла правление, сидя под пальмовым деревом (которое, вероятно, с тех пор стало называться Пальмой Девориною) «между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой», куда «приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Суд. 4:5). В библейском предании с её именем связана освободительная война колен Израилевых против ханаанского царя Иавина из Асора, который «жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет» (Суд. 4:3). Девора призывает Варака, сына Авиноамова, из Кедеcа Неффалимова, чтобы он встал во главе северных и центральных колен, и приказывает ему сразиться с Сисарой, военачальником Иавина. Варак отказывается вступать в сражение без участия и поддержки пророчицы (Суд. 4:8). Девора отправляется вместе с Вараком в Кедес, там собирается ополчение в 10 тыс. человек, которое в ожидании сражения располагается лагерем на горе Фавор. Сисара с 900 железными колесницами (основная сила ханаанеян, обеспечивающая им преимущество над израильтянами; см.: Суд. 4:3) и с людьми, которые были у него в Харошеф-Гоиме, располагается к западу от Фавора за потоком Киссон. Девора назначает день сражения и обещает Вараку, что с Божьей помощью он одержит победу (Суд. 4:14). Книга Судей Израилевых содержит две версии описания войны с Сисарой и его гибели – нарративную (Суд. 4:14–24) и поэтическую, так называемую победную песнь Деворы и Варака (Суд. 5). Принято считать, что поэтическая часть более древняя и, как полагают исследователи, принадлежит самой Деворе. В соответствии с изложением в главе 4 местом пребывания Деворы были окрестности Вефиля (удел колена Ефремова), тогда как в песни при перечислении колен, которые приняли участие в сражении, упоминаются Девора и Варак в связи с коленом Иссахара: «И князья Иссахаровы с Деворою, и Иссахар так же, как Варак, бросился в долину пеший» (Суд. 5:15). Высказывалось мнение, что Девора принадлежала к колену Иссахара или даже была «матерью» (Суд. 5:7), т.е. родоначальницей, одного из семейств Иссахаровых; дополнительный аргумент усматривался в том, что один из городов, расположенный в уделе Иссахара, назывался Давраф (1 Пар. 6:57, 72), а традиционное упоминание, что Девора «жила... на горе Ефремовой», – элемент поздний и объясняется совмещением пророчицы Деворы с Деворой, кормилицей Ревекки, похороненной у Вефиля (Быт. 35:8).

 



 
PR-CY.ru