БАБЕК - Страница 6

Согласно С. Румянцеву и И. Аббасову, систематическое внедрение образа Бабека как азербайджанского национального героя на всесоюзном масштабе началось с работы Зелика Иосифовича Ямпольского (1941 г.), где он писал о восстании: «Известно, например, что до последнего времени этот яркий момент истории Азербайджана, а, следовательно, неотъемлемая часть истории СССР, совершенно не отмечался в учебных пособиях. Только в последнее время этот пробел начинает заполняться». В.А. Шнирельман также отмечает, что в этой книге З.И. Ямпольский изображал Бабека народным героем; он с гордостью отмечал, что Бабек родился в Азербайджане, однако ни словом не упоминал, что тот говорил только по-персидски. Образ Бабека как азербайджанского национального героя начал усиленно эксплуатироваться пропагандой в связи с Великой Отечественной войной и советской оккупацией Иранского Азербайджана. Дальнейшее развитие этот образ получил в работе Зии Мусатовича Буниятова «Азербайджан в VII–IX вв.», где из руководителя средневековой иранской религиозно-мистической секты, возглавившего партизанскую антиисламскую войну против арабов, Бабек трансформировался в национального или народного героя, великого азербайджанского полководца, не меркнущий в веках символ стремления азербайджанского народа к свободе. В 1958 г. вышел первый том «Истории Азербайджана», где впервые было приведено «настоящее имя» Бабека – Гасан Бабек (согласно Масуди, имя Бабека также было Гасан). Это происходило параллельно иранской историографии, также поднимавшей Бабека на щит как иранского национального героя. В 1990 гг. к «схватке за Бабека» присоединились курды и талыши, как отмечают С. Румянцев и И. Аббасов, с «дилетантской квазиисториографией», впрочем, согласно авторам, критерии отделения этих текстов от академических работ многих азербайджанских историков крайне противоречивы. В Азербайджане Бабек не просто национальный герой, но и важное национальное достояние, такое же, как земля и недра. Бабеку установлены памятники во многих населённых пунктах, в его честь назван райцентр в Нахичеванской АР, его имя носит один из центральных проспектов Баку, его именем называют детей, его историю рассказывают как пример для подражания. Бабеку посвящён художественный фильм «Бабек», балет «Бабек» композитора Акшина Ализаде, а также два романа и три трагедии, включая трагедию Джафара Джабарлы «Невеста огня» (1927 г.). В Иране, начиная с 1999 г., по инициативе известного иранского историка Мухаммеда Тахи Зехтаби азербайджанцы ежегодно 30 июня отмечают годовщину падения крепости Базз масштабными походами к ней, несмотря на противодействие официальных властей. Среди иранцев Бабек пользуется меньшей популярностью ввиду антиисламской направленности его борьбы. Однако, например, иранский историк Саид Нафиси в своей книге «Герой Азербайджана – Бабек Хоррамдин» называет Бабека «одним из великих людей иранской земли», «одним из национальных героев Ирана, обеспечивших его бессмертие».



 
PR-CY.ru