АБУ АБДУЛЛАХ МАЛИК ибн Анас аль-Асбахи - Страница 4

Единственный грех, который Аллах не простит, – язычество и признание человеком других богов (ширк). Малик ибн Анас подразделял человеческие познания на три категории: знания, которые доступны для всех людей и актуальны в их повседневной жизни (хадисы, фетвы); знания, доступные только ограниченному кругу людей (воззрения различных философских школ, различных сект); знания, которые могут стать доступными только после длительных и упорных занятий подлинной наукой (фикх, ар-рай). Для вынесения правовых предписаний и суждений Малик ибн Анас опирался на следующие источники: Коран, Сунна пророка Мухаммада. Он считал сунной поступки и речения пророка Мухаммада, фетвы его сподвижников, а также «деяния мединцев». Он, прежде всего, опирался на хадисы мутаватир и машхур, но в то же время признавал и хадисы-ахад. Если хадис-ахад противоречил ясным смыслам Корана и хадисов (насс), то он отвергал это сообщение. «Деяния мединцев». Также как и его учитель Рабиа ибн Абу Абдуррахман, Малик ибн Анас считал, что «информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков предпочтительнее, чем информация, переданная одним человеком лишь одному человеку (ахад)». Фетвы сподвижников. Малик ибн Анас учитывал фетвы сподвижников пророка и отвергал единичный хадис-ахад от Пророка, если он противоречил фетве. Кияс, истислах. Если суждение по аналогии могло привести к сомнительным заключениям, то Малик ибн Анас в большинстве случаев отдавал приоритет истислаху (масалих альмурсала). Садду аз-зарайи. Если какое-либо действие или вещь, с большой долей вероятности, может привести к греху или может нанести какой-либо вред, то оно греховно и запретно, а то, что может привести к добру, то поощряемо. Малик ибн Анас считал идеальным правление первых Праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Он отвергал шиитскую концепцию о верховной власти, согласно которой власть в Халифате должно осуществляться только Алидами, но признавал это право за курайшитами. Халифа должна утверждать у власти особая представительская группа (шура), состоящая из лиц, назначенных предыдущим халифом. Для признания законности того или иного халифа достаточно, если ему присягнули жители Медины и Мекки. Время жизни Малика ибн Анаса пришлось на период правления Омейядов, а затем первых Аббасидов. Он понимал, что нельзя пытаться возрождать преданные забвению принципы государственной власти путём бунтов против «нечестивых» властей. Если у власти оказался несправедливый правитель, или его власть по каким-то причинам незаконна, то пытаться свергнуть такого правителя, подняв мятеж, недопустимо, поскольку вред от беспорядков, сопровождающих мятеж всегда, превышает вред от тирании или незаконной власти. Он считал, что праведное правление может быть даже при монархах, приводя в пример Омейядского халифа Умара II ибн Абдул-Азиза. Он считал, что тиранов нужно стремиться отстранить от управления государством не путём революций, бунтов, общественными потрясениями, а воздействовав на них словом.



 
PR-CY.ru