АБУ АБДУЛЛАХ МАЛИК ибн Анас аль-Асбахи - Страница 3

Кади Ийяд приводит следующий список произведений имама Малика: «Китаб аль-Муватта», «Рисаляту Малик иля ибн Вахаб филь-Кадр», «Аль-Мудавванат аль-Кубра», «Рисаляту Малик филь-Акдия», «Рисаляту Малик иля Гассан ибн Мухаммад ибн Мутарриф филь-Фатва», «Рисаляту Малик иля Харун-ир-Рашид аль-Машхурату филь-Адаби валь-Маваиз», «Тафсиру Гариб аль-Коран», «Китаб ас-Сирр», «Рисаляту Малик иля Ляйс фи иджмаи ахль аль-Мадина». Малик ибн Анас уделял особое внимание подбору и классификации историй из жизни Пророка, установлению личности их передатчиков (равиев) и их надёжности. Он составил свод хадисов «Китаб аль Муватта», который сохранился в двух редакциях: в редакции Мухаммада аш-Шайбани (ум. в 805 г.) и в редакции Яхьи аль-Лайси аль-Андалуси (ум. около 848 г.). В этой работе он впервые собрал хадисы и сделал первую попытку их систематизации. Малик ибн Анас настолько тщательно отбирал хадисы, что не включил в свой сборник даже рассказы, приведённые его отцом и дядей Раби со ссылкой на его деда. Ещё до написания «Сахиха» аль-Бухари, Мухаммад бин Идрис аш-Шафии говорил, что «никогда не появлялась на земле книга, которая была бы ближе к Корану, чем книга Малика». На написание книги он потратил около сорока лет. В книге нашли отражение различные правовые аспекты проблем, на основании которых он выдавал фетвы. Некоторые учёные считают, что это, скорее, книга по фикху, чем по хадису. «Аль-Муватта», а также переработанные версии этого свода – «Аль-Мудаввана», выполненная Асадом ибн аль-Фуратом ат-Туниси, и «Аль-Мудаваннат уль-кубра», подготовленная Абд ас-Салям ат-Танухи, содержат изложение основных принципов маликитского мазхаба. Рассказывают, что когда аббасидский халиф Харун ар-Рашид предложил выставить «Муватту» в Каабе и обязать всех мусульман следовать имаму Малику во всех правовых вопросах, Малик ибн Анас отказался, ответив: «Воздержись от этого, ибо сами сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, придерживались разных мнений по второстепенным вопросам. Простой народ уже следует этим различным мнениям. Все находятся на прямом пути». Дочь имама Малика, Фатима знала «Муватту» наизусть. Во время уроков она обычно вставала за дверью, и, если чтец совершал ошибку, она стучала ногтями по двери. Малик ибн Анас понимал намёк и исправлял ошибку. Малик ибн Анас считал, что убеждения людей состоят из веры (иман) и выражения этой веры в словах и поступках. Он говорил, что вера может усиливаться, но насчёт её ослабления ничего определённого не говорил. Считал возможным лицезрение праведниками Аллаха в раю. В вопросе Божественного предопределения и свободы воли человека он одновременно признавал веру в предопределение (кадар) и свободу воли человека. Ссылаясь исключительно на ясные смыслы Корана и сунны, он ограничивался по поводу всего этого общими формулировками, не допуская субъективизма в этих вопросах. Малик ибн Анас считал, что мусульманин, совершивший грехи, понесёт наказание, адекватное совершённому греху. Аллах может простить грешника, если пожелает.

 



 
PR-CY.ru