ЗОСИМА и САВВАТИЙ - Страница 2

Эта редакция включает Жития Зосимы и Савватия, рассказы о чудесах, записанные Досифеем в 1503–1510 гг. и Вассианом в 1522–1525 гг. Однако, по мнению исследователей, правильнее было бы ограничить объём текста первоначальной редакции первой части Софийского списка (Российская национальная библиотека), которая заканчивается рассказом о десяти чудесах, написанным Досифеем. Вторая часть Софийского списка представляет собой самостоятельный текст, состоящий из 16 рассказов о чудесах, записанных игуменом Вассианом и отредактированных Гурием (Тушиным). Относительная самостоятельность этого текста подчёркивается его заглавием («О чюдесех преподобнаго и богоноснаго отца нашего Зосимы») и собственной нумерацией чудес. Исследователи отмечают, что вторая часть Софийского списка написана другим почерком – рука Гурия (Тушина) – на бумаге с другими водяными знаками, нежели на бумаге первой части, и отделена от первой части блоком греческих повестей в переводе Максима Грека. Поэтому исследователям представляется весьма вероятным, что наиболее ранняя редакция Житий Зосимы и Савватия, сохранившаяся в первой части списка Российской национальной библиотеки, включала собственно Жития преподобных, послесловие Спиридона, «Слово о сътворении Жития начальников соловеческых» и десять чудес, записанных игуменом Досифеем. Другие списки данной редакции, дополненные 16 чудесами, исследователи склонны считать редакцией игумена Вассиана. От редакции игумена Вассиана зависит редакция Великих Миней Четьих (в исследовании С.В. Минеевой она названа первой стилистической), созданная на рубеже 1520 и 1530 гг. Исследователи полагают, что Жития Зосимы и Савватия были включены в Софийский комплект Великих Миней Четьих, создававшийся в Новгороде в 1529–1541 гг. под руководством архиепископа Макария. Апрельский том Софийского комплекта утрачен, но данная редакция дошла в 35 списках, включая Успенский и Царский списки Великих Миней Четьих. Производной от редакции Великих Миней Четьих, как установила С.В. Минеева, является волоколамская редакция (представлена списком Российской государственной библиотеки). Из всех ранних редакций исследователи считают её наиболее полной и литературно обработанной. В ней содержится ряд сведений, отсутствующих в других редакциях: о рождении Зосимы в селе Шуньга; о происхождении его родителей из Новгорода; о принятии матерью Зосимы монашеского пострига; о числе братии в Соловецкой обители в ранний период; о том, что преподобный Герман был родом из карельских людей и бывал на Соловках до встречи с Савватием; названы острова, переданные новгородцами Соловецкому монастырю, и указаны расстояния до них и т.д. Все эти дополнения свидетельствуют о том, что данная редакция была создана в Соловецком монастыре. О Зосиме и Савватии сообщают также памятники соловецкого летописания, из которых наиболее значительными являются «Летописец соловецкий», составленный, как полагают исследователи, в начале XVIII в. (старший список – Российская национальная библиотека, 1713 г.), в котором рассказывается история Соловецкого монастыря, и «Летописец» конца XVI в., содержащий общерусский материал с более подробным изложением истории северо-западных русских земель и Поморья.

 



 
PR-CY.ru