«ЗАВЕТ (ЗАВЕЩАНИЕ) ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» - Страница 7

В «Завете Иисуса Христа» даются особые, символические толкования суточным службам. В третий час молитва совершается в память о Распятии, в шестой час – в воспоминание тьмы, случившейся при Распятии, в девятый час – в воспоминание истечения крови и воды, когда «один из воинов копьём пронзил» Спасителю рёбра, вечером молятся в воспоминание воскресения из мёртвых, в полночь – в воспоминание Воскресения Христова. Молитва на заре подражает прославлению воскресшим Христом Бога Отца. Подробнее всего описывается чин утрени, который называется «славословие на заре». Согласно «Завету Иисуса Христа», утреня состоит из пяти элементов: двух молитв епископа; ветхозаветных псалмов и четырёх песней между ними (поются песни «одна из Моисея, другие из Соломона и из пророков»); чтений из Священного Писания (читаются «пророки», Апостол и Евангелие); двух поучений: одного для всех, включая и оглашенных, и другого только для верных (мистагогия, которая совершается обычно по великим праздникам); торжественных молитв между этими поучениями: одной над оглашенными с руковозложением и отпустом и одной для верных с возглашениями дьякона и коленопреклонением. Хотя чин утрени излагается после евхаристии, в тексте отмечается, что после окончания утрени совершается приношение евхаристии. Будничную утреню («славословие ежедневное») служит пресвитер, иногда даже без участия народа. Она состоит лишь из одной трёхчастной молитвы со вступительным возгласом: «Благодать Господа нашего со всеми вами». Но дальше приводятся слова от лица верных: «И со духом твоим». Священник: «Хвалите Господа». Народ: «Достойно и праведно». Молитва вдвое короче епископской, но совпадает с ней в некоторых выражениях. Народ на каждый из трёх частей отвечает теми же возгласами, что и на епископской утрене. Молитвы вдов должны совершаться ночью и на заре или дома, или в церкви (в период очищения вдовам не дозволяется приступать к алтарю). Как ночное, так и утреннее славословие состоят каждое из одной молитвы. В «Завете Иисуса Христа» упоминается ограниченный набор праздников, характерный для большинства литургических традиций первой половины IV в.: Пасха, Пятидесятница и Богоявление. Кроме того, говорится о Четыредесятнице Пасхи. Предпасхальный пост прекращается в полночь (после IV в. эта практика стала нормой в православной церкви, хотя в конце III – IV вв. время прекращения поста было предметом споров). Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота являются особыми днями. В Великий четверг совершаются обряд возжжения светильника с пением «Аллилуия» и евхаристия (но из текста «Завета Иисуса Христа» исследователям неясно, причащаются ли в этот день все верные). Начиная с этого дня и до окончания Пятидесятницы отменяются коленопреклонения в церкви. В Великие пятницу и субботу полагается строгий пост и службы совершаются клириками практически круглосуточно. На Пасху причащаются все (тем, кто больны, Дары относят дьяконы и дьякониссы).



 
PR-CY.ru