«ЗАВЕТ (ЗАВЕЩАНИЕ) ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА» - Страница 5

Молитвы рукоположения во епископа, пресвитера и дьякона из «Завета Иисуса Христа», значительно расширенные по сравнению с молитвами из «Апостольского предания», сохранились также в составе древних грузинских рукописей Архиератикона, что доказывает их практический, а не литературный характер. Особенностью «Завета Иисуса Христа» является обязательный период поста для новохиротонисаных епископа и пресвитера. Чины крещения и миропомазания в основных элементах повторяют чины, описанные в «Апостольском предании». Но в отличие от него в «Завете Иисуса Христа» приводятся также особые молитвы над оглашаемыми в период их обучения (как полагают исследователи, после окончания огласительной беседы), произносимые с руковозложением епископом или пресвитером, и пространная формула экзорцизма, которая читается епископом над оглашаемыми перед самым крещением. К чину отречения от Сатаны в «Завете Иисуса Христа» добавлен чин сочетания с Богом-Троицей. Совершение евхаристии, согласно «Завету Иисуса Христа», происходит в субботние, воскресные и праздничные дни. Описание чина приводится в связи с чинами рукоположений после указаний о крещении на Пасху. По субботам евхаристия совершается на трёх просфорах в символ Троицы, а по воскресеньям – на четырёх во образ Евангелия. Под чинопоследованием евхаристии «Завет Иисуса Христа» имеет в виду только литургию верных, которая начинается с открытия завесы алтаря. Дальше следует дьяконская ектения, а за ней – анафора, т.е. молитва епископа над Дарами. Анафора предваряется диалогом: «Господь наш с вами». – «И со духом твоим». – «Горе сердца ваши». – «Имеем ко Господу». – «Исповедуем Господа». – «Достойно и праведно». – «Святые (Дары) через святых (или: от святых)». – «На небе и на земле непрестанно». Структура анафоры повторяет евхаристическую молитву «Апостольского предания», в частности, в ней, как и в той, отсутствует Sanctus (песнь «Свят, свят, свят...») в отличие от большинства известных анафор. После анафоры епископ возглашает: «Благословен Грядый...», а народ отвечает: «Да будет, да будет». Затем совершается причащение. Принятие Тела Христова сопровождается развёрнутой молитвой, а причащение из Чаши – краткой формулой. Мирян причащают дьяконы. После этого возглашается благодарение, и епископ читает заключительную молитву. Общая трапеза описана после пасхальной службы, хотя отмечается возможность совершения такой трапезы в любое время. Она происходит «в доме верного», и оглашенные на неё не допускаются. Отмечается необходимость умеренности и безукоризненного поведения. Старшие принимают пищу первыми.

 



 
PR-CY.ru