ЗАДОНСКИЙ ТЮНИН (ТЮНИНСКИЙ) БОГОРОДИЦЕ-ТИХОНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 9

В распоряжении укомотдела оставались 10% жилого фонда, которые могли быть использованы по ордерам жилищного подотдела. Заключению договора предшествовало вселение в октябре 1920 г. в Задонский монастырь детской колонии. Новые хозяева «заняли большой двухэтажный корпус, зимнюю церковь, столовую, кухню, два малых дома, бывшую просфорню». (Государственный архив Липецкой области). В апреле 1922 г. колония переехала в скит – бывший задонский Тихоновский мужской монастырь, оставив ранее занимаемые здания в плачевном состоянии – «печи поломаны, стёкла побиты, стены поковыряны» (Государственный архив Липецкой области). Разрушения сёстры восстанавливали за свой счёт. Стоимость капитального ремонта, засчитанная в уплату аренды, составляла 495,8 млн. руб. Насельницы обязывались выплачивать ежегодно значительные суммы в течение всего срока действия договора, заключённого на десять лет (до 1 мая 1932 г.). При этом оговаривалось, что цены действительны только на три месяца, а далее «изменяются пропорционально с движением средних цен на продукты и материалы данной местности» (Государственный архив Липецкой области). Несмотря на обременительные условия договора, 70 сёстрам удавалось выполнять их вплоть до 1930 г.: «...Чтобы рассчитаться по аренде, летом, кто в силах, обрабатывали поля. Приезжали и брали целыми партиями на человек по 25 и больше. Сажали, пололи, косили, вязали, молотили цепами и на молотилках, собирали картофель, убирали коноплю, копали и чистили свеклу». (Государственный архив Липецкой области). Известно, что монахини откликнулись на просьбу последнего настоятеля задонского Богородицкого монастыря архимандрита Никандра (Стурова) помочь оказавшемуся в заключении бывшему епископу Воронежскому Алексию (Бую), а позже помогали и самому архимандриту Никандру с находящейся в заключении братией. С осени 1929 г. тюнинский «сельактив, поднимая вопрос организации колхоза, ставил своей задачей выселение из зданий монастыря монашек и использование этих зданий под нужды коллектива». Первоначально монахини не протестовали против коллективизации, отстраняясь от политики. Тогда местные власти устроили провокацию: среди жителей села распустили слух, что всех сестёр выгонят, а на месте монастыря будет устроена «безбожная коммуна». «Женщины-крестьянки, узнав о предстоящем выселении монашек, им сочувствовали. И если бы монашки вздумали поднять набат, женщины собрались бы» (Государственный архив Липецкой области). По воспоминаниям жительницы села Тюнина, «монашки говорили, что добровольно из монастыря не уйдут» (Государственный архив Липецкой области).

 



 
PR-CY.ru