ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 13

В первой трети XIV в. в Константинополе была создана другая редакция Иерусалимского устава, содержавшая, в основном, тексте статьи, ранее входившие в состав Марковых глав. Изменения в кафедральном богослужении сопровождались изменениями в совершении чинопоследований с участием византийских императоров. Вскоре новая версия императорского обряда была зафиксирована в «Книге церемоний» Псевдо-Кодина, составленной при императорском дворе в 1347–1368 гг. За этим последовала кодификация особенностей патриаршего богослужения: в 1386 г. протонотарий Великой церкви дьякон Димитрий Гемистос составил Архиератикон (Патриарший Чиновник) с описанием литургии, совершавшейся патриархом в Святой Софии, и порядка совершения хиротоний. Переход на богослужение, регламентировавшееся Иерусалимским уставом, повлёк изменения в практике церковного пения, из-за чего в конце XIII – начале XIV вв. в Византии появился новый тип богослужебных певческих рукописей, известный под общим названием «последование», и связанные с этими рукописями поздневизантийский тип певческой нотации и новый калофонический стиль. В XIV в. в Византии завершилось формирование комплекса богослужебных книг, определявшихся Иерусалимским уставом. В состав этого комплекса вошли: Евангелие-тетр служебное, Апостол служебный, Евхологий, Часослов, Псалтирь служебная, Октоих, Минеи служебные, Триоди Постная и Цветная, Синаксарь (Пролог), а также певческие сборники песнопений (аколуфии – последования). Полное и систематическое истолкование константинопольского богослужения палеологовского периода было составлено в 1420 гг. архиепископом Симеоном Фессалоникийским. В этом литургическом сочинении, известном под названием «Беседа архиерея с клириком о святых священнодействиях и таинствах церковных», находится подробное комментированное описание богослужения, совершавшегося в соответствии с предписаниями Диатаксиса патриарха Филофея и Иерусалимского устава, а также некоторые сведения о «песненном последовании» кафедрального собора в Фессалонике. Проведённая патриархом Филофеем кодификация литургических рубрик свидетельствовала о канонизации сформировавшихся к этому времени богослужебных форм и указывала на завершение развития византийской литургической традиции, а быстрое распространение сочинений архиепископа Симеона Фессалоникийского способствовало канонизации нового литургического комментария, ставшего общепринятым. 29 мая 1453 г. Константинополь пал, и последний период развития византийского богослужения завершился. Тем не менее, византийская литургическая традиция продолжила своё существование и на греческом языке, и в различных переводах на церковнославянский, грузинский, сирийский, арабский, румынский и другие языки, вплоть до настоящего времени определяя богослужение поместных православных церквей.



 
PR-CY.ru