ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ВИЗАНТИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ – литургическая традиция, сформировавшаяся в средневизантийский период в результате взаимодействия богослужебных традиций древних церквей Константинополя и Иерусалима. История византийского богослужения восходит к доиконоборческому времени (325–726 гг.) и в дальнейшем может быть разделена на иконоборческий (726–843 гг.), послеиконоборческий (843–1204 гг.), никейский (1204–1261 гг.) и палеологовский (1261–1453 гг.) периоды. Одним из важных церковно-административных решений, принятых на первом Вселенском соборе (325 г.), было признание особых преимуществ епископов крупных административных центров Римской империи: Рима (диоцез Италия), Александрии (диоцез Египет) и Антиохии (диоцез Восток). С каждым из них связано формирование особой литургической традиции, определяющей особенностью которой является структура евхаристической молитвы – анафоры. Литургическая традиция каждого центра развивалась независимо и определяла богослужение в церковных провинциях, зависящих от них. В восточной части Римской империи крупнейшим и влиятельнейшим административным и церковным центром в III–IV вв. была Антиохия, из которой христианство распространялось как по территории империи, так и за её пределами. С историко-литургической точки зрения Антиохия была центром «антиохийского литургического пространства», границы которого значительно превосходили границы административного диоцеза Восток. Уже во второй половине IV в. в этой литургической традиции сформировались основные богослужебные круги – суточный, седмичный и годовой. Определяющее влияние на развитие и облик антиохийской литургической традиции оказали городские аскетические общины, которые обеспечивали в храмах регулярное совершение богослужения с молитвами, пением псалмов и различных гимнов. Богослужение этих общин определяло структуру суточного круга и основные характеристики литургической традиции антиохийских монастырей, находившихся вне городов. Две наиболее значимые литургические традиции Византийской империи – иерусалимская и константинопольская (традиционно последнюю и называют византийской) – в начальный период были тесно связаны с антиохийским богослужением и во многом находились под его влиянием, что определило характер и особенности их развития. Для первой это было обусловлено прямой церковно-административной зависимостью Палестины от Антиохии, для второй – воздействием антиохийского богослужения на литургическую традицию Малой Азии (диоцез Асия с центром в Эфесе и диоцез Понт с центром в Кесарии Каппадокийской), с которой было непосредственно связано константинопольское богослужение в начальный период. Усиление церковных и административных позиций Константинополя и Иерусалима в середине V в. при постепенном ослаблении Антиохии привело к формированию двух во многом самостоятельных литургических центров внутри «антиохийского литургического пространства» и «литургических областей», с ними связанных. Развитие богослужения в этих центрах определило дальнейшее развитие византийского богослужения. Тем не менее, принадлежность обоих к «антиохийскому литургическому пространству», а также использование одного и того же греческого языка в качестве богослужебного предопределили возможность последующего взаимовлияния и взаимообмена литургическим материалом между ними в процессе развития византийского богослужения.

 



 
PR-CY.ru