ВОПЛОЩЕНИЕ - Страница 3

Воплощение Сына Божьего является центральным пунктом всей истории спасения человечества в христианском представлении. Согласно христианскому учению, Спаситель мира, Иисус Христос имел действительную человеческую природу, воспринятую от Своей Матери, Пресвятой Девы Марии, и был на земле в теле, подобном нашему. В этом смысле Воплощение есть основной церковный догмат, который ясно указывается в Священном Писании и с древнейших времён был предметом богословской науки: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены» (Гал. 4:4). Исполняя меру времени ветхозаветного водительства Божьего, оно открывает период новой жизни человечества, полагает основание и живое начало его восстановлению в состояние первоначального назначения, является откровением того Царства Божьего, которое составляло цель творения, и которое должно завершиться в конце времени объединением всего небесного и земного (Еф. 1:10). Согласно богословской науке. Поэтому на Воплощение надо смотреть не только как на основу и средство для дела воссоздания и обновления мира, поскольку оно есть уже само это дело в его живом начале: если явилось на земле лицо, которое в себе самом носило восстановление общения Бога с человеком, дело спасения человечества в принципе уже совершилось. Вот почему «мир на земле» был воспет уже при самом рождении Спасителя (Лк. 2:14). Свидетельство древнехристианского предания о тайне Воплощения запечатлено в Новом Завете в виде повествований о событиях земной жизни, Крестных страданиях, смерти и Воскресении Иисуса Христа, вероисповедных формул и молитв. Учение о Воплощении, сформулированное древней церковью, запечатлено, главным образом, в апостольских посланиях (Рим. 1:3–4; 8:3; Гал. 4:4; Фил. 2:5–11; Кол. 1:15–20; Евр. 1:3; 1 Тим. 3:16). Согласно Рим. 8:3 и Гал. 4:4, Тот, Кого Бог послал, есть уже Сын, и притом Сын Божий, в отличие от тех, кто должны стать сынами вслед за Ним и вместе с Ним (1 Фес. 1:10; Рим. 1:9; 5:10; 8:29; Рим 8:3, 32). Апостол Павел вырабатывает и независимый от иудейской традиции богословский язык, выражающий идею предвечного бытия, когда говорит о том, что «Отец посылает Сына» в мир (Гал. 4:4). Поэтому Иисус Христос есть для него Сын Божий (2 Кор. 1:19; Рим. 8:32). Когда апостотол Павел размышляет о явлении Сына Божия в мир, он охватывает всю историю Его земной жизни, устремленной от Воплощения к Крестной смерти (Рим. 5:10; 8:32) и продолжающейся в Воскресении, Вознесении и Втором пришествии (1 Фес. 1:10). В послании к Филиппийцам (2:6–11) говорится о предвечном бытии и богоравном достоинстве Сына Божьего, а также о Его воплощени, в котором Он воспринимает как самоуничижении и смирении в послушании Отцу. Пределом уничижения и смирения является Крестная смерть, являющая его подлинность и глубину. Когда достигнута цель начавшегося в Воплощении самоуничижения, начинается путь к славе. Особое значение для понимания учения о Воплощении, отраженного в Кол. 1:15–20, имеет понятие «образ» (2 Кор. 4:4–6). Христос как «образ Бога невидимого» и «сияние славы Его» делает возможным богопознание. Таким обюразом, Воплощение Сына Божьего осмысляется как Откровение Бога Отца миру. Причём «невидимость» Отца означает не просто Его недоступность зрению, но и неизречённость, т.е. Его трансцендентность. Следовательно, Воплощение делает возможным Откровение Бога Отца не только в словах и делах Спасителя, но и в слове христианской проповеди о Нём. Это учение использует иудейские представления о Премудрости Божией как небесном существе, именуемом также «образом» и «началом». Отличие христианского учения в данном случае состоит в том, что оно указывает на конкретное историческое лицо – Иисуса из Назарета (1 Кор. 8:6 и Кол. 1:15–16), тогда как Премудрость иудейской традиции безлична. В Послании к Евреям (1:1–4) Воплощение есть, прежде всего, Откровение: Сын Божий, воплотившись, явил в Своём земном служении «сияние и образ ипостаси» Отца. Земное служение Спасителя, обозначенное как «очищение грехов наших», является этапом в последовательности, связывающей предвечное бытие Сына, Его участие в творении мира, земную жизнь как «очищение грехов наших», Вознесение и пребывание «одесную величия». Обозначенное здесь единство Сына Божьего в предвечном бытии и в земном служении подчёркивает сотериологическое значение таинства Воплощения. Определив Сына как безусловное Откровение «славы» и «ипостаси» Отца, автор послания противопоставляет Его тем самым «образам» и «теням» ветхозаветного культа, чем подчёркивает значение воплощения как вершины откровения Отца миру. В своей проповеди о явлении Сына Божьего в мир древняя церковь использовала язык представлений и понятий, характерных, прежде всего, для иудейской традиции, как она сформировалась к началу I в. н.э. Так, в Новом Завете Иисусу присваиваются различные символические наименования, называемые в современных библейских исследованиях христологическими титулами, – Христос (или Мессия), Сын Божий, Сын Человеческий, Агнец, Господь, Отрок Божий, Сын Давидов, Спаситель и др. Каждый из этих титулов имел для современников первохристианской проповеди определённое содержание, связанное с мессианскими ожиданиями и эсхатологическими представлениями той эпохи.

 



 
PR-CY.ru